Главный режиссер Театра марионеток им. Е. С. Деммени об итогах предъюбилейного сезона.

– Эдуард Петрович, в следующем сезоне Театру марионеток им. Е. С. Деммени исполнится 100 лет, что происходит в театре накануне юбилейного сезона?

– Происходит много событий и еще больше будет происходить в юбилейном сезоне 2018-2019 гг. Мы наращиваем темпы: выпускаем премьеры, пробуем новое, придумываем проекты и акции. Предъюбилейный сезон был насыщенным. Дебютировал на нашей сцене сразу с двумя спектаклями режиссер Алексей Уставщиков. Он выпустил спектакль «Умка» по сказке Юрия Яковлева и необычный проект под названием «Маленькая рапсодия для театра кукол». Это 15-минутная познавательная музыкальная зарисовка об устройстве сцены. Сейчас многие театры водят экскурсии по закулисью, и многие зрители мечтают туда попасть. Наша сцена, в силу технических особенностей и техники безопасности, не предусмотрена для таких посещений, поэтому мы придумали «Рапсодию». В ней зрители видят театр в миниатюре, в нем есть все: сцена, кулисы, колосники, занавес, и они буквально рассказывают зрителям о том, какая у кого роль. Это одновременно и поход в закулисье, и спектакль. Другой премьерой сезона стала «Золушка» (постановка Эдуарда Гайдая. — М.Д.), которая стала дебютом на сцене театра кукол известного художника «взрослого» театра Владимира Фирера. Это был интересный опыт; фестиваль «Театры Санкт-Петербурга — детям» даже отметил работу Владимира Ильича специальным дипломом.

– Снова «Золушка»? Не надоедают ли хрестоматийные сказки?

– «Золушка» — одно из кассовых названий, а всего их 10-15, и в современных реалиях мы не можем их не использовать. Сейчас «Золушек» штук десять в городе, такая ситуация возникает периодически. Названия пересекаются, иногда какое-то выбывает, а потом их рождается сразу несколько. Такое своего рода соревнование между театрами, зато зрители могут выбирать. К примеру, наша «Муха-Цокотуха» рождалась в таких же условиях; однако других уже нет, а наша жива. Классические детские сказки актуальны во все времена. Они воспитывают наших маленьких зрителей, а мы, работая для детей, сами волей-неволей становимся чище и добрее.

– Я знаю, что в репертуаре театра есть еще один спектакль «на века» — «Гулливер в стране лилипутов»…

– Да, спектаклю «Гулливер в стране лилипутов» в нынешнем году исполнилось 90 лет. Со времени последнего воссоздания (в 2000 году) он идет уже 18 лет и все так же популярен. Постановка замечательная, хорошая пьеса, да и сама ситуация — большой человек в стране лилипутов — идеально подходит для марионеточного жанра.

– Какие проекты были осуществлены помимо спектаклей?

– В этом году мы впервые приняли участие в акции «Ночь музеев» — провели экскурсию и два представления, работали до 12 ночи. По отзывам зрителей, получилось неплохо, и в следующем году мы хотим участвовать в этом городском проекте уже более полноценно. В День Победы мы традиционно проводили театрализованное приветствие ветеранов в окнах театра во время парада. В преддверии праздника была устроена выставка, посвященная куклам военного времени, и тематическая экскурсия «Театр Деммени в годы войны и блокады». Также хочу отметить, что в минувшем сезоне наша актриса Татьяна Томашевская была номинирована на «Золотой Софит» за роль Бабушки в спектакле «Снежная королева». И, конечно, было много гастролей. Мы стали участниками масштабного культурного проекта Министерства культуры РФ «Дни России во Франции», побывали на фестивале «Театральная зима» в Костомукше (Карелия), попали в программу международного культурного проекта «Цветы России» в Мюнхене, Белграде и Любляне. Нашу коллекцию кукол увидели жители Таллина в проекте «Петербургский театральный сезон». 

– Что же нас ждет в юбилейном сезоне?

– Много событий и сюрпризов. Будет как минимум две премьеры: «Спящая красавица» (в Год балета и юбилея Мариуса Петипа спектакль будет иметь некоторые особенные черты) и спектакль-игра для малышей под рабочим названием «Книга чудес». Обо всем этом мы непременно расскажем подробней осенью.