В Театр не только приятно ходить, о нем еще интересно читать. В нашем обзоре – актуальные книги о театре и его творцах, а также лучшие драматургические сборники года.

Жан Жене. «Строгий надзор. Служанки. Балкон. Ширмы». М.: ФЛЮИД / FREEFLY, 2011

Сборник самых популярных пьес одной из самых парадоксальных и неоднозначных фигур в современной французской литературе – Жана Жене. Бродяга и вор, тюремный узник и певец гомосексуальной любви, он в то же время явился одним из наиболее утонченных стилистов и психологов своего времени. В России Жана Жене знают в основном как автора романов, хотя мировую славу ему принесли все-таки пьесы (одна из которых – «Служанки» – имела шумный успех и на сценах российских театров). Лучшие черты творчества Жене нашли отражение в произведениях, написанных им для театра. Трагизм здесь тесно переплетен с обыденностью, романтизм – с площадной грубостью, полет фантазии – с достоверностью. Пьесы Жана Жене уже многие десятилетия не сходят с лучших сцен мира. Сборник с легкостью доказывает, что Жене – это не только эпатаж, но и предельная честность, идущая от сердца чистая и искренняя интонация и крик истерзанной души.

Марк Липовецкий, Биргит Боймерс. «Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты “новой драмы”». М.: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2012

Первая и, возможно, единственная книга о важнейшем феномене русской культуры последнего десятилетия – «новой драме». Подробный анализ драматургии и постановок таких известных представителей этого направления, как Е. Гришковец, М. Курочкин, Ю. Клавдиев, братья Дурненковы, М. Угаров и Е. Гремина, Н. Коляда, В. Сигарев, братья Пресняковы, И. Вырыпаев, сочетается в книге с теоретическим подходом. Авторы видят значение «новой драмы» не только в обновлении современного театра и драматургии, но и в том, что в пьесах и спектаклях этого направления выразилось особое состояние общества, когда насилие – физическое, психологическое или вербальное – стало одной из основных форм социальной коммуникации, поглотив и подчинив себе все иные социальные языки. «Новая драма» позволяет понять логику, ритуалы и тупики этого состояния, интенсивно ищет пути выхода из него.

Михаил Мейлах. «Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции». Том 2. М.: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2011

В книге собраны отклики автора, известного филолога и писателя, на события художественной жизни в России и на Западе, печатавшиеся в русскоязычной зарубежной прессе на протяжении последних двух десятилетий. 1-й том был посвящен исключительно балету, 2-й состоит из пяти разделов: «Опера», «Музыка», «Театр», «Кино», «Изобразительное искусство». В них включены статьи и заметки по поводу выставок, спектаклей, концертов, отзывы на различные культурные события, благодаря которым книга представляет собой уникальную культурную хронику эпохи слома советской системы и одновременно хронику художественных событий на Западе 1990-х годов, связанных с русской культурой. Статьи Мейлаха дополняются многочисленными интервью с деятелями русской культуры. Среди них – композиторы русского музыкального авангарда (Шнитке, Губайдулина, Денисов), выдающиеся дирижеры и исполнители (Рождественский, Баршай, Кремер), художники-авангардисты «новой волны» (Рабин, Кулаков) или представители русских художественных династий (Добужинский, Серебрякова, Голлербах и др.).

Ларс Нурен. «Пьесы». М.: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2011

Ларс Нурен написал более 60 пьес, а «Новое литературное обозрение» выпустило первый сборник его пьес. Выбор тем и смелое обращение со шведской традицией психологического реализма сделали его одним из самых востребованных режиссеров Западной Европы. Подобно Стриндбергу, он обнажается, демонстрируя пропасть в своей душе, чтобы обнаружить ее и у зрителя. Он исследует самое сокровенное в человеке. Пьесы Нурена наполнены абсурдистским юмором – для многих актеров они стали проверкой на прочность. И все это благодаря нуреновскому театральному языку – богатому, веселому, эротично-откровенному, каждый раз новому и живому.

Хайнер Мюллер. «Проза. Драмы. Эссе. Диалоги». М.: РОССПЕН, 2012

Хайнер Мюллер – один из ведущих драматургов Германии второй половины XX века, наследовавший традиции Бертольта Брехта, интеллектуальной и постмодернистской драмы, театра абсурда. В своих пьесах-гротесках и трагифарсах писатель ставит наиболее острые проблемы исторического прошлого и настоящего Германии, Европы и миропорядка в целом. Кроме современных, злободневных тем, Мюллера волновали мифологические и легендарные сюжеты, которые и легли в основу пьес-притч «Филоктет», «Геракл-5» и «Гораций». В сборник вошли также проза и эссеистика писателя, позволяющие глубже понять его своеобразие, поэтику, философию.

«Антология современной французской драматургии». Том 2. М.: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2011

Во 2-й том антологии вошли впервые опубликованные на русском языке пьесы французских драматургов, созданные во второй половине XX – начале XXI века. Оригинальный взгляд на жизнь людей, искрометный юмор, неистощимая фантазия, психологическая достоверность и тонкая наблюдательность делают эти пьесы настоящими жемчужинами драматургии. Разные по сюжетам и проблематике, манере письма и тональности, пьесы Натали Саррот, Жоржа Перека и Жоэля Помра отражают богатство французской театральной палитры 1970–2006 годов. Все они с успехом шли на сцене театров мира, собирая огромные залы, получали престижные награды и премии.

Йохан Хейзинга. «Homo ludens. Человек играющий». СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ИВАНА ЛИМБАХА, 2011

Фундаментальное исследование выдающегося нидерландского историка и культуролога Й. Хейзинги вышло четвертым, заново просмотренным и исправленным изданием с подробным научным аппаратом. Анализируя игровой характер культуры, автор провозглашает универсальность феномена игры и ее непреходящее значение в человеческой цивилизации. Давно уже признанное классическим, это произведение отличают научная ценность, широта охвата, разнообразие фактического материала, яркость и убедительность изложения, прозрачность и завершенность стиля.

«Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры». СПБ.: СЕАНС, 2011

В сборнике описана методика подготовки актеров и режиссеров, по которой учились всенародно признанные мастера – Николай Черкасов, Алиса Владимир Набоков Фрейндлих, Лев Додин и многие другие. Издание содержит воспоминания актеров, режиссеров и педагогов об освоении профессии в первый год обучения, фотографии учебных работ, письма, студенческие дневники 1931–1966 годов. Также в книгу включены труды самого Бориса Зона. Это ранее не публиковавшиеся учебная программа первого курса, пособие по курсу актерского мастерства, а также полный текст книги «Учителя и ученики» (записи встреч с К. C. Станиславским), что делает издание крайне интересным.

«Лучшие пьесы 2011». М.: ГАЯТРИ/LIVEBOOK, 2012

В сборнике представлены десять лучших современных пьес, отобранных жюри Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» в 2011 году. В состав жюри под председательством драматурга и художественного руководителя «Театра.doc» Михаила Угарова входили драматурги, критики, режиссеры, в том числе: Александр Галибин, Марина Багдасарян, Павел Руднев. В сборнике представлены произведения Михаила Дурненкова, Натальи Савицкой, Дмитрия Богославского и других авторов. Их реалистичные и зачастую невеселые истории о героях нашего времени дают читателю представление о современном экспериментальном театре.