Весной 2016 года группа «Тараканы!» отметит 25-летие. За это время на их творчестве выросло немало любителей хорошего панк-рока. Осенью группа выступила в Ярославле с акустической программой. Перед концертом сайт vashdosug.ru встретился с лидером коллектива Дмитрием «Сидом» Спириным и расспросил его о планах.

Текст: Евгений Мохов. Фото: Екатерина Каточек (предоставлено пресс-службой группы «Тараканы!»)

Дмитрий, в планах у группы — юбилейный масштабный тур и документальный сериал. Любой сериал подразумевает сценарий. У вас есть на эту тему какие-то задумки, или будете полагаться на жизненные гастрольные ситуации?

Наш сериал будет документальным, поэтому у него нет сценария. Он будет сниматься как документальный фильм, то есть будут запечатлены события, которые происходят во время гастрольного тура. Конечно, у этого проекта есть очень общая канва: группа передвигается в гастрольном туре — это будет большой автобус, самолет или поезда, музыканты каждый день (или через день) прибывают в новый город, где дают концерт. Мы будем снимать не все, а только самые необычные моменты: экзотические места для концертов, сам концерт, общение с публикой, с организаторами, с прессой и просто со случайными людьми.

Я читал, что в этом туре вы планируете посетить и Китай?

В первую очередь мы хотим побывать в тех местах нашей страны, где никогда не были. Это Камчатка, Сахалин и Якутия. Во всех остальных регионах России мы более-менее бывали. Китай географически близок к Дальнему Востоку и Восточной Сибири, и очень часто есть возможность метнуться туда между выступлениями в российских городах. Многие группы так делают, но они-то ездят туда в турпоездки, а мы рассматриваем возможность сделать там пару концертов.

Может, и запилите пару концертов с китайскими панками. Тем более, что с японскими коллегами вы уже выступали?

Конечно, с радостью бы это сделали.

Давайте перенесемся из Китая в Будапешт, где вы часто бываете. Чем вас привлекает этот город, и можете ли дать свою оценку ситуации, которая сложилась в венгерской столице в отношении беженцев?

Начну со второго вопроса. Я уверен, что рано или поздно все рассосется. Сейчас главы стран Европейского сообщества очень активно договариваются о том, что именно делать с этой бедой. Слава богу, что гражданское общество, а именно простые жители Будапешта, крайне редко показывают нетерпимость к этим людям. В основном выражают поддержку, помощь, милосердие, и беженцы видят, что им здесь помогают. Может быть, этим людям там не очень рады, но им как минимум помогают. Я думаю, что это дело рассосется, и в ближайшее время проблема будет решена.

А что касается Будапешта — это один из первых заграничных городов, в которых я когда-либо бывал. Мне он очень понравился: красивый, интересный. Посередине венгерской столицы раскинулся широкий Дунай, левая и правая стороны города очень сильно отличаются — это создает ощущение разнообразия. Вообще, Будапешт — величественный город, похож на Париж, но при этом не такой жесткий в плане цен. Я бы даже сказал, что это дешевый город.

А если сравнивать столицы с музыкальными стилями: к примеру, Париж — французский шансон, то Будапешт — это эклектика?

Да боюсь, это такой Gogol Bordello на самом деле... такая цыганская история.

Недавно вы вместе с вашей преподавательницей по вокалу сделали открытый урок — мастер- класс. Как давно этим занимаетесь? 

Конечно, лучше, если бы я занимался вокалом с 12, а еще лучше, с 6 лет, как это сделали большинство коллег по российской и западной сценам. Возможно, в таком случае «Тараканы!» занимали бы абсолютно другое место на музыкальном олимпе, если бы вокалист у них занимался вокалом, грубо говоря, не с 26, а с 6 лет.

Но тогда неизбежна была бы ломка голоса?

Зато осталась бы техника, и я бы умел пользоваться голосом как инструментом. А так я был неумехой и, несмотря на то, что мы записывали достаточно заметные пластинки и много выступали, я не умел пользоваться голосом как инструментом и расширять возможности его диапазона. А ведь от всего этого и выстраивается восприятие зрителем песни. Когда твой диапазон слишком узок, то ты, например, не можешь аранжировочно позволить ту или иную тональность. И в этом случае гитаристы начинают себя чувствовать ограниченно. А когда ты начинаешь заниматься вокалом, у тебя сильно раздвигается диапазон, ты начинаешь уметь делать те или иные вещи, приобретаешь певческий опыт, умеешь применять определенные приемы и т.д. Это делает твою музыку более разнообразной. Поэтому занятия вокалом очень полезны.

Слышали о проекте «Голос»?

Знаю, что такой есть, видел по телеку пару раз.

Реально ли когда-нибудь увидеть в жюри этого проекта человека из русского рока или это такой вечный неформат?

Думаю, вопрос жюри — это принципы построения эфирной политики канала, на котором идет  программа. Для шоу и рейтингов нужно, чтобы в жюри мелькали лица максимально медийные и понятные большей части их аудитории. Если туда придет Дима Спирин, то 95% зрителей Первого канала спросят: «Кто это?» И, наверное, им будет не очень интересно на меня смотреть.

Давайте лучше от Первого канала к вашему творчеству. Когда пишете новые песни, вам важно иметь перед собой чистый лист бумаги, или больше набиваете тексты в компьютере?

Для меня вордовский документ все равно, что лист бумаги. И в данный момент я скорее пишу тексты на компьютере. Потому что сейчас для того, чтобы сосредоточиться, мне нужны тишина и покой. Я скорее приду домой, сяду ночью, когда все спят, и начну сочинять, нежели буду что-то ковырять на бумажке где-нибудь в автобусе. Так что для меня удобнее домашний комп. Тем более что у такого способа сочинения есть еще большое количество плюсов, как, например, тот же самый компьютер может играть для тебя аудиозапись демонстрационной версии этой песни.

Спасибо за интервью, в заключение вопрос от поклонников: вы ведь не обидите Ярославль в юбилейном туре 25-летия группы?

Конечно нет, мы к вам приедем. Если даже не весной, то, возможно, осенью следующего года это произойдет.

  Концерты в Ярославле.  Концертная афиша Ярославля.  Афиша Ярославля.  Группа «Тараканы!» Клуб «Горка»