С 25 апреля в прокат выходит новый фильм Франсуа Озона «По воле божьей» о проблеме педофилии в католической церкви. Кинооборзеватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов посмотрел фильм на специальном показе, организованным «Каро.Арт», и рассказывает, зачем вообще на такую тему фильмы смотреть.

Франсуа Озон часто исследует проблему сексуальности в своих фильмах. «По воле божьей» — не исключение. Но на сей раз режиссер обращается к громкой теме последних лет – педофилии в католической церкви. До Озона эта тема была и в «Дурном воспитании» Альмодовара, и в «Молодом Папе» Соррентино, и в фильме «В центре внимания» Маккарти, взявшем в 2016 году два Оскара – за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий.

Фильм Озона отличает документальность. Не случайно кино изначально задумывалось именно документальным. Все имена — имена реальных людей, которые пострадали и которых осуждают. Более того, судебное дело, упоминаемое в фильме, продолжается в реальности. После выхода фильма в широкий прокат во Франции Кардинал Барбарен был осужден за укрывательство информации о сексуальных домогательствах. Сам Прейн до сих пор ждет вердикта суда.

Главный антагонист фильма – это, как ни странно, не обвиняемый в педофилии Бернар Прейн (Бернар Верле), а кардинал Лиона Филипп Барбарен (Франсуа Марторе), олицетворяющий власть Католической церкви. Фильм состоит из трех сшитых историй переживания насилия и показывает не только то, как по-разному оно влияет на людей, но и то, как постепенно разрушается спираль молчания.

В начале кардиналу Барбарену противостоит Александр – состоявшийся в банкир, с женой и пятью детьми. История Александра интересна тем, что он – ревностный католик, который воспитал своих детей в вере. Его переживание детской травмы выражается в том, что своей целью он ставит очищение церкви и отстранение Бернара Прейна от работы с детьми. Одна из самых драматичных сцен фильма – сцена конфирмации старших детей Александра, которую проводит отец Прейн. Торжественность церемонии в готическом соборе на фоне того, что его детей миропомазывает священник, домогавшийся к Александру в детстве, заставит поволноваться даже тех, кто далек от церкви. Отчаявшись решить вопрос об отстранении Прейна внутри церкви, Александр идет в полицию, которая выходит на следующего героя – Франсуа. 

История Франсуа — это история умеренно состоявшегося женатого человека и ярого атеиста. Его цель – нанести максимальный ущерб имиджу церкви. В отдельные моменты он выглядит даже комичным, предлагая нарисовать пенис в небе над Лионским собором. Вместе с Александром они создают некоммерческую организацию «Освобожденное слово», стараясь привлечь более молодых жертв Прейна, так как срок давности по их делам уже истек.

Одним из позвонивших в «Освобожденное слово» оказывается Эммануэль – третий герой. Его история наиболее трагична: несостоявшийся в жизни, он вынужден перебиваться случайными заработками. Религия не занимает никакого места в его жизни. Его цель – найти слова и рассказать историю, с которой он не может жить. С ним связана вторая сильная сцена в фильме – его отец грубо не одобряет то, что Эммануэль публично говорит о своей травме. 

«По воле божьей» разочарует тех, кто ждет от Озона художественного осмысления педофилии как формы сексуальной девиации. Педофилия здесь – лишь предлог, а церковь в фильме — скорее корпорация, которая защищает своих сотрудников от нападок общества. Главное же, что выносит на экраны Озон — болезненный процесс, когда разные люди, руководствуясь разными мотивациями, пытаются публично говорить о том, о чем раньше не говорилось.