С 8 августа в российский прокат выходил новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде». К чему готовиться, рассказывает кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов.

Квентин Тарантино – режиссер, который делает кино обращаясь к другим фильмам, вдохновляясь ими и их пародируя . При этом Тарантино — режиссер, чей кинодиалог с прошлым может занять такое же художественное место в истории кино как и оригиналы, к которым он взывает, а возможно даже превзойти их в достоинствах. «Однажды в…Голливуде» — как раз такой случай. Это хаотичное попурри из фильмов 60-х годов, которому режиссер не только дал собственную жизнь, метко воспроизводя детали поп-культуры, но и наделил своими собственными фантазиями. Можно как угодно отзываться об этих фантазиях (что они глупые, дурацкие, странные), но Тарантино сумел сделать свои грезы о прошлом соблазнительными. 

Тарантино берет из 60-х не здравомыслящую и точную в своих оценках контркультуру. В роли контркультурных хиппи он использует членов секты Чарльза Мэнсона — самых известных маньяков 60-х. Самого же режиссера по-прежнему завораживают и восхищают истории о ковбоях-одиночках из вестернов 50-х и 60-х годов. Леонардо ДиКаприо играет Рика Дэлтона, догорающую звезду вестернов с типичной для такого человека проблемой — алкоголизмом. Пока он занимается саморазрушением, его друг, верный Санчо Панса, дублер, водитель и помощник во всех делах, Клиф Бут, которого играет Брэд Питт, вынужден помогать ему. Из-за скандала в прошлом Клиф не может найти работы и вынужден жить в мазохистских отношениях. Он отвозит Рика домой, возвращается к себе в трейлер, ест лапшу с сыром, пока его собака ест свой ужин из миски. Оба они — Клиф и его собака — верные псы. В это же время Рик планирует новую жизнь в Италии, где угасающие звезды Голливуда могут попробовать себя в спагетти-вестернах. Будет эта новая жизнь вместе с Клифом или без него — этим вопросом Рик не задается.

В какой-то момент создается ощущение, что «Однажды в…Голливуде» — это просто набор скетчей и зарисовок на тему, с постоянным уходом от главной линии. Но структура вестерна сохраняется и постепенно нарастает напряжение. Совсем скоро разразится трагедия, которая закончит гедонистические будни Голливуда 60-х годов. По соседству с Риком живет Роман Полански – суперзвезда Голливуда того времени с фильмом «Ребенок Розмари» – и его молодая невеста, Шэрон Тейт, которую играет Марго Робби. Именно ее кровавая смерть в августе 69-го года от рук секты Мэнсона положит конец иллюзии счастья. Тейт — третий по счету и значимости протагонист фильма, но именно ее сцены наиболее трогательны, особенно когда она идет в кинотеатр смотреть на свои роли. В них Тарантино использовал настоящие кадры фильма с Шэрон Тейт, и это только добавляет горечи. 

Помимо основной линии в фильме есть богатый ряд второстепенных ролей и деталей. Например, Дэмиэн Льюис в качестве злобного Стива Маккуина или смелое прочтение Тарантино образа Брюса Ли (Майк Мо). Брюс Ли – заносчивый придурок, который долго распространяется голливудским каскадерам о своей собственной значимости. Конечно, в фильме есть и неудачные находки. Аль Пачино не очень органично смотрится в фильме, его нарочитая театральность слишком выдается. Кадры с длинноволосыми и разъяренными девушками из секты Мэнсона выглядят как кошмар мизогиниста – в сцене с Клифом они готовы разорвать его на части, как дионисийские гарпии. Возможно, Тарантино допускает, что мачо-ковбои с выдающимся подбородком были жертвами контркультуры и являются ответом на вопросы о чрезмерной нетерпимости ее последователей. 

«Однажды в…Голливуде» — это хаотичная мешанина от гения. Из-за элемента грядущего ужаса, эпизоды гедонистического и неонового Голливуда постепенно гаснут при приближении к августу 69-го, делая фильм лиричным и жутким одновременно, с судорожной и брутальной кульминацией. У фильма абсолютно чудесный финал. Сложно вспомнить сцену настолько вдохновляющую и душераздирающую одновременно. Мир грез Тарантино — это жестокое и садистское место, но в то же время по-своему утонченное, как рай, уютно спрятанный посреди ада.