C 3 октября в российский прокат выходит самый ожидаемый фильм этого года. Его рейтинги зашкаливают, а зрители томятся в ожиданиях. О том, что приготовила новая история Джокера, рассказывает кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов.

Готэм, 1981 год. Богатые становятся богаче, а бедные – беднее. В городе бастуют мусорщики, гигантские крысы бегают в горах мусора, а некоторые части города превратились в грязные трущобы. Артур Флек (Хоакин Феникс) – безуспешный клоун, который мечтает стать стэнд-ап комиком. Он сидит перед зеркалом и медленно наносит грим. Артур пытается улыбнуться и в итоге пальцами вытягивает из себя улыбку от уха до уха. Слеза течет по его щеке и смешивается с гримом. Так начинается «Джокер». Никакой графики, никакого костюма, только человек. Грустный клоун.

Артур – один из тех, кого сожрала жизнь, ее жертва и аутсайдер. Его бьют, над ним смеются и издеваются. Ему слишком хорошо знаком вкус крови во рту. Но он не просто одинокий, непонятый человек – Артур не может взаимодействовать с миром вообще. Ежедневное существование для него невозможно, потому что правила и принципы общества – даже такого депрессивного, как Готэм – остаются им не поняты. Отчасти он стал таким благодаря своей болезни, один из симптомов которой – неконтролируемый смех в стрессовых ситуациях. Его глаза щурятся от боли и отчаяния, когда очередной приступ накрывает Артура, а мир становится все дальше от него.

«Я не хочу чувствовать себя так плохо», – шепчет Артур, принимающий 7 разных таблеток. Он был пациентом психиатрической службы всю жизнь. Теперь у города нет ни денег, ни времени на то, чтобы помогать Артуру – психиатров сокращают. Это шепот отчаяния от того, что больше тебя не услышит никто. С этого момента начинается падение Артура и рождение Джокера. Это и есть основа фильма «Джокер» – рождение легендарного злодея. Саму вселенную комиксов DC «Джокер» едва касается. 

В нынешнее время фильм можно принять за манифест изгоев общества и аутсайдеров. Думать так – значит дать простой ответ, а «Джокер» не предполагает легких решений. Фильм – это печальное, хаотичное, медленное саморазрушение человека, который невидим. Человека, который не существует для окружающего мира. Жалость к Артуру естественна, но не обязательна. В конце концов это история о том, как человек стал злодеем. Режиссер Тодд Филлипс создал нечто большее – не Джокера-злодея, а Джокера-персонажа. Фильм пытается исследователь ментальное, психическое, эмоциональное состояние человека, который превратился в Джокера.

Хоакин Феникс поразительно играет Артура/Джокера. Режиссер Филлипс упоминал, что пока он писал сценарий, у него на стене висела фотография актера – этот трюк явно помог. Феникс вжился в Артура: сбросил вес для роли, стал выглядеть худым, слабым, голодным. Между его торчащих костей видны тени. Его физический облик удивительно точен, то, как он двигается, бегает, сидит, курит, вздыхает. Сравнивать Хоакина Феникса с Джеком Николсоном и Хитом Леджером бессмысленно – это не новый, гениальный Джокер. Этот фильм не о Джокере, а об Артуре.

Сконцентрировать внимание именно на Артуре – значит отойти в сторону от комиксов. А это смелый шаг для киновселенной с такими преданными фанатами. В итоге фильм только выиграл от этого решения. Артур Флек и «Джокер» оказываются полностью свободными от давления комиксов и киновселенной, и их можно сделать любыми, какими пожелаешь. 

У «Джокера» абсолютно выдающийся саундтрек от Хильдур Гуднадоттир – печальная, мрачная и прерывистая музыка. Оператор Лоуренс Шер показал город Готэм, как живого персонажа, жестокого и расколотого. Город угнетаемых и угнетателей, где проблеск надежды никогда не сверкает по-настоящему – эта депрессия пронизывает весь фильм и разрешается в самом конце.