Современную публику сложно шокировать кровью, насилием и демонстрацией всяческих пороков человечества, но в кино, как в любом искусстве, существует территория полной, непроглядной тьмы. И совсем немногие кинодеятели заходили на эту съемочную площадку. Только самые отчаянные и отмороженные. Те, по сравнению с чьими творениями фильмы Тарантино – детские мультики. Снять так, чтобы после просмотра фильма, хотелось помыть экран, помыться самому и сходить в ближайшее религиозное учреждение – это вызов творцу. Режиссер, который замахнулся на такое, должен быть чужд каких-либо принципов, стереотипов и рамок. 

«Антихрист» (Antichrist, 2009)

Режиссер – Ларс Фон Триер
Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша

Художественная ценность:
Мерзкое послевкусие: 

Семейный отдых. Психоз, депрессия и повреждение половых органов крупным планом. Ларс Фон Триер – непростой режиссер. За это его любят и ненавидят киноманы во всем мире. У него нет «легких» фильмов, но «Антихрист» – это прямо-таки вызов нормальности. 

Снят фильм очень красиво. Каждый кадр – шедевр. Улем Дефо и Шарлотта Гинзбур – признанные мастера и игра их великолепна. Это все, что можно сказать хорошего о картине. С каждой минутой фильма зритель все глубже погружается в больное сознание режиссера. И выключить рука не поднимается, и смотреть невозможно. На экране семейная пара пытается пережить и принять трагическую гибель малолетнего сына. Но попытки тщетны, и жена сходит с ума, а вслед за ней и муж начинает съезжать с катушек.

Хотите смерть ребенка в слоу мо? А отрезание клитора ржавыми ножницами крупным планом? Тогда добро пожаловать в волшебный мир Ларса фон Триера. Антихрист – шедевр, вылепленный из крови и психоза. Подходящие материалы для талантливого шизика. Можно конечно посмотреть, чтобы приобщиться к высокому, но потом не жалуйтесь на боли в паху и нарушение сна рядом с любимой женой. 

«Человеческая многоножка» (The Human Centipede, 2010)

Режиссер – Том Сикс
Нидерланды

Художественная ценность:
Мерзкое послевкусие:

Одна команда. Медицинские извращения, гной и кровь. Фильм снят по самому простому шаблону. Две молодые девушки-туристки во время визита в Германию, собрались в клуб потанцевать. Заблудились, прокололи колесо, попали под дождь. Пошли искать убежища и, конечно, первый же попавшийся им дом, куда их пускают, оказывается жилищем маньяка. Тут-то и начинаются настоящие танцы. Маньяк – доктор-пенсионер, который занимался разделением сиамских близнецов. Разъединял людей. Теперь увлекается тем, что их соединяет. И делает это в стиле старого доброго своего соотечественника – Йозефа Менгеле. В общем, он взял и сшил двух девушек и еще одного парня  в одну линию, так, чтобы  у них была единая пищеварительная система. Какими местами он их состыковал, догадайтесь сами.

Съемки качественные, и от этого смотреть фильм без рвотных позывов невозможно. Все более чем натуралистично и по-медицински наглядно. Харизма главного злодея зашкаливает. Он вполне может встать в одну линейку с легендарными психопатами кинематографа, хотя имя актера никому ничего не скажет. Финальная сцена безысходна в своей отвратительности. Думающего зрителя она повергнет  в депрессию на фоне мыслей о ничтожности человека и его полной беззащитности перед тем, кого мы зовем бог, или перед кем-то, кто решил в него поиграть. Ваш досуг просит не смотреть это кино никогда. 

«Снафф» (Snuff, 1976)

Режиссер – Майкл Файндлей
Аргентина, США, Канада

Художественная ценность:
Мерзкое послевкусие: 

Снимаем вместе. Секс, насилие, пытки. Это самый «легкий» фильм из нашего списка. Немного бутафорской крови, немного истошных криков. Секса как такового нет. Две-три пары средних сисек в кадре - не в счет. Изначально, омерзение может вызвать, разве что, игра актеров. Очень плохая и неубедительная. Сюжетом фильм не блещет. Банда сатанистов, состоящая из телок в купальниках, гоняет на байках под предводительством волосатого мужика, и творит бесчинства. Мужик этот, как бы, сам Стана.

Для 1976 года фильм, наверное, достаточно жесткий и кровавый. Но сейчас смотреть его, скорее, забавно.И можно было бы пройти мимо красной краски, отнятых конечностей из папье-маше и прочей ерунды, но последние три минуты фильма переворачивают все с ног на голову. Режиссер дает понять, зачем мы увидели всю эту слабенькую историю, и мы понимаем, что не хотели в этом участвовать. Но поздно. Заманили, и приобщили. 

«Сало, или 120 дней Содома» (Salo o le 120 giornate di Sodoma, 1975)

Режиссер – Пьер Паоло Пазолини
Италия, Франция

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Наследники классика. Фашисты-копросадопеды. Пазолини жестоко убили в год выхода картины на экраны. Но, это, скорее, причина, почему не надо было снимать этот фильм. Смотреть тоже лучше не надо. Итальянцев мы знаем, как больших выдумщиков и не можем недооценить их вклад в мировую культуру. Создатели «Сало» хорошо подготовились. В основе фильма лежат произведения Данте и Маркиза де Сада. Впрочем, для кого-то и этого уже должно быть достаточно, чтобы сразу же потерять интерес к картине. Но есть умные и начитанные зрители. Они любят метафоры, гиперболы, аллюзии.  И чтобы расширить свой кругозор они часто лезут, куда их не просят, или даже туда, куда просят не лезть. Вот они-то и увидят на экране итальянских высокопоставленных фашистов, решивших отпраздновать проигрыш во второй мировой и падение режима в лучших традициях Маркиза де Сада. 

Они издеваются над обнаженными юношами и девушками, сношаются с ними, друг с другом, рассказывают педофильские истории, и с удовольствием лакомятся какашками. Про всякие физические увечья в кадре я молчу их много и для того времени снято все очень натуралистично. Если бы фильм не был сработан по-итальянски красиво, можно было бы даже не говорить о нем. Но это, черт возьми, искусство. К которому лучше не прикасаться. А еще после просмотра «Сало» вы никогда не захотите шоколад и апельсиновый мармелад. Угадайте, что декораторы фильма делали из двух этих вкусняшек. 

«Ильза – свирепая тюремщица» (Greta — Haus ohne Männer, 1977)

Режиссер – Хесус Франко
Канада, Швейцария, Германия

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Проказница из психушки. Пытки сумасшедших лесбиянок в джунглях. Все фильмы нашей подборки заходят на территорию exploitation film. Хесус Франко, который создал серию фильмов об Илзе – это признанный во всем мире мастер жанра. Франко наснимал за свою карьеру более 180 фильмов про сексуальные унижения и прочие невзгоды, поджидающие женщину в жестоком мире. Но Илза, без преувеличения, один из самых фактурных персонажей его фильмографии. Фильмы о ее бесчинствах нельзя смотреть в первую очередь жалостливым людям и феминисткам. Илза, где бы она ни появилась, несет боль и унижения молодым, симпатичным барышням. В данном случае она обосновалась в женской тюрьме-психушке в джунглях Латинской Америке. Туда попадает незадачливая журналистка с целью изобличения зверств и, чтобы попытаться найти свою давно пропавшую сестру. Ничего хорошего из этого, конечно же, не выходит. 

Несмотря на то, что актеры играют плохо, а тела актрис чужды депиляции – это не главные причины отказаться от просмотра. Скорее, причиной может стать демонстрация втыкания иголок в беззащитные тела, облизывания отхожих мест, прижигания сосков, и поедания людей. И все же, этот фильм — Театр Карабаса-Барабаса. Только Карабас-Барабас в нем — женщина средних лет с грудью больше среднего размера. Хлыст, при этом, на месте.     

«Груз 200» (2007)

Режиссер – Алексей Балабанов
Россия

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Будни советской глубинки. Разлагающиеся трупы, бомжи и сексуальное насилие. Все мы любим Балабанова. Ну ладно, почти все. Но Алексей Октябринович, за что нам «Груз 200»? Вам уже все равно, а нам с этим жить. Вы никогда  с нами не церемонились. Но зачем же так? Вязкая и вонючая перестроечная антиутопия. Провинциальный мирок, где властвует сошедший с ума от безнаказанности местный милиционер. И он - настоящий затейник. Если вы не смотрели фильм, но нездоровое любопытство возьмет верх над брезгливостью, будьте готовы получить по полной.

Что интересного и необычного можно сделать с уже несвежим трупом солдата, прилетевшим в цинковом гробу из Афгана? Как задействовать в выполнении задуманного ждавшую солдата девушку? Чем в этом могут помочь пьяный бомж и зомбообразная коммунальная бабушка? Ну, и если не знаете, как приводился в СССР в исполнение смертный приговор, обязательно посмотрите. Ничего общего с шеренгой мужественных пленных партизан и залпами злобных врагов. Смотришь, и думаешь, не могло такого быть. Не верю. А досматриваешь, и задаешь себе вопрос. А вдруг могло? Уж очень все реалистично и знакомо. Скорее всего, людям, которые не жили в перестройку, будет проще, но тем, кто жил и помнит, так просто не уйти.

Отдельного внимания заслуживает использование песни «Плот», известного всем нам автора и исполнителя Юрия Лозы. Несмотря на то, что песня не имеет никакой образной привязки к фильму, она почему-то усиливает непроглядность того мрака, который Балабанов выплеснул на экран. После просмотра фильма слушать ее спокойно уже невозможно. В сознании сразу же возникают кадры, пересматривать которые не хочется, особенно внутри своей головы.

«Сербский фильм» (Srpski film, 2010)

Режиссер – Срджан Спасоевич
Сербия

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Вся боль сербского народа. Педофилия, некрофилия и снафф, как он есть. Это кино, поистине, жемчужина нашей подборки. Лучше даже не читайте эту часть материала, чтобы наверняка не возникло соблазна посмотреть фильм. Данный шедевр был запрещен и перезапрещен всеми возможными инстанциями чуть ли не по всему миру. Фильм неплохо снят, актеры — вполне, сюжет многослойный и нетривиальный. Создатели явно вложили душу в свое творение. Но в этом-то и кроется ловушка. Ты смотришь, и не можешь оторваться. Тебе, видишь ли, интересно, чем все закончится. А на экране, тем временем, происходит такая чернуха, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Дело в том, что фильм этот – манифест. Режиссер решил показать миру, что пришлось вынести его родной стране на протяжении всей ее истории. Конечно, мы знаем, что на Балканах вечно творится какой-то бардак, и Сербии действительно перепало как следует. Но закручивая метафору, чтобы донести всю глубину национальной катастрофы, художник явно увлекся. По сюжету, отставного порноактера, давно живущего счастливой семейной жизнью, приглашают сняться в уникальном проекте за большие деньги. Проект подозрительный, но герой соглашается. Почти сразу начинает твориться неладное. И начинается это неладное с того, что на съемочной площадке появляется несовершеннолетняя девочка. 

В итоге, драма радует зрителя садизмом, мужеложством, инцестом, педофилией (в самом крайнем своем проявлении), некрофилией, семейным суицидом. В разных сценах, все вышеперечисленное сочетается в разных пропорциях. Количество актов изощренного и разнообразного насилия переходит всякие разумные границы. Показано все очень наглядно и детально. Фильм заканчивается, и остается две мысли. Первая – в Сербии все очень и очень плохо и Кустурица врет всему миру своими жизнерадостными фильмами-балаганчиками. Вторая – чем бы таким помыть глаза, чтобы их при этом не выжгло к чертовой матери. 

«Бойня блюющих куколок» (Slaughtered Vomit Dolls, 2006)

Режиссер – Люцифер Валентайн 
Канада

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Дьявольские игрища. Рвота и расчлененка. Режиссера фильма зовут Люцифер. Ну вы понимаете… Это, видимо, автоматом вывело фильм в ранг культовых. К слову сказать, Люцифер Валентайн  - не только режиссер, но и продюсер и сценарист. Словом, талантливый мужик. Хотелось бы написать, что в центре сюжета молодая девушка, которая сначала была стриптизершей, а потом стала проституткой. Но это было бы некорректно, потому что сюжета нет. Фильм – нарезка сцен, снятых трясущейся ручной камерой чуть снизу от первого лица. Главная героиня явно под чем-то и каждые 10 минут фильма ее рвет.

Внимание, далее, спойлеры. Если попытаться вникнуть, то станет ясно, что в каком-то гостиничном номере эта самая блюющая девушка клянется в верности Дьяволу, а он ей отвечает. Но голос пропущен через фильтры, и что он говорит, непонятно.  Сцены никак не связаны между собой. В центре каждой сцены новая жертва. Все девушки, судя по всему, проститутки.  Одной долго и тщательно выковыривают глаза, другой сдирают лицо, третьей отрезают руку. Потом какому-то мужику распиливают череп. И так все почти полтора часа хронометража. В общем, проделки дьявола, ну, или его слуг. Здесь зрителю дается свобода интерпретации.

Съемки, впрочем, при всей кажущейся хаотичности, очень вдумчивые в части демонстрации истязаний и блюющих людей (там еще ближе к концу рвет мужика, который засовывает себе  в рот два пальца отрезанной руки). Фильм можно смело порезать на короткие отрезки и раздать топовым блэк и дэт-металлистам на клипы. Им точно не будет стыдно за такой контент. А вот сесть с пивком и пиццей и скоротать вечерок за просмотром такого кино, вряд ли хорошая идея. Тошнить начнет почти сразу.

«Свадебная ваза» (Vase de noces, 1974)

Режиссер – Тьерри Зено
Бельгия

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Горячая хрюшка. Суровые будни зоокопрофила. Ох уж, эти французы. Умеют показать что-нибудь такое, что потом хочется «развидеть». Но в интернете пишут, что «Свадебную вазу» демонстрировали даже на фестивалях. Хотелось бы увидеть лица зрителей, ей богу. Фильм повествует о молодом фермере, который живет один-одинешенек на заброшенной ферме. Из живых душ рядом с ним только домашние птицы и симпатичная свинья. Однажды он увидел, как совокупляются индюки и возжелал того же. Самой подходящей парой оказывается, собственно, свинья. После нескольких не вполне удачных попыток, фермер реализует свое либидо. Потом свинья рожает, потом мужик вешает поросят, свинья сходит с ума от горя и трагически погибает, он ее хоронит, ест свои экскременты, вешается сам, и возносится на небеса. 

Скоро сюжет пересказывается, да не скоро все это происходит в кадре. Режиссер настойчиво приобщает зрителя ко всему происходящему, долго и вдумчиво чередуя крупные и общие планы  в каждой сцене. Фильм не проходит бесследно. Он даже заставляет задуматься. Нет, ну хорошо, предположим, что эта история о всеобъемлющем одиночестве или притча о, скажем, конце света. Но инструментарий, избранный создателем фильма, вызывает много вопросов. Невольно начинаешь примерять ситуацию на себя, мол до каких глубин отчаяния надо дойти, чтобы оприходовать свинью. Ведь не может же фестивальное кино просто так демонстрировать скотоложство, без какой-либо глубокой идеи. Чтобы избежать подобных мыслей, фильм лучше не смотреть.

«Зеленый слоник» (1999)

Режиссер – Светлана Баскова
Россия

Художественная ценность: 
Мерзкое послевкусие: 

Теперь ты в армии. Фекально-неуставная жизнь на гауптвахте. Еще один российский фильм, который  с честью выдержал отбор, и занял почетное место в подборке фильмов, не рекомендованных к просмотру. По форме он близок, пожалуй, к «Бойне блюющих куколок». Те же дерганые съемки ручной камерой, похожие ракурсы. И какая-то даже гордость берет, за то, что наши дошли до такого раньше искушенных буржуев. Но если «Куколки» – это некий сатанинский манифест, то «Слоник» – это псевдодокументальная история одного дня на армейской гауптвахте, где сидят два младших офицера, и медленно сходят с ума. Кстати, в фильме играет Владимир Епифанцев, не самый плохой наш актер. Еще, примечательно то, что режиссер – женщина.

Фильм атмосферный. Возможно, эффект «погружения» приходит быстро, благодаря огромному количеству мата и специфике диалогов. Смотришь, и с неприятным удивлением понимаешь, о чем говорят герои, и почему они об этом говорят именно так. В части визуальных решений и образов, фильм придерживается жанрового канона. Поедание фекалий, кровища и далекие от современной гей-эстетики акты мужеложства. На правду жизни это кино явно не претендует, но, как и в случае с фильмом Балабанова в голове зудит мысль о том, что в российской армии конца девяностых мало ли что могло быть. И от этого становится не по себе. Русский трэш противопоказан русским людям. Хотя, конечно, по сравнению  с некоторыми ТВ-шоу на федеральных каналах «Зеленый слоник» – это отдых для мозга, при всем давлении его картинки на глаза. Смотреть строго не рекомендуется.

Дисклеймер:

Если вы прочитали этот текст до конца, закройте страницу, сотрите историю браузера и включите на 15 минут «Дневник Бриджит Джонс» с любого места.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: