Гирлянды, мандарины, салатик, снеговик, шарики, ёлки... Я ненавижу Новый год. Всю эту беготню, wish-листы, попытки доделать всё за всех. Сегодня, сейчас, вот тут. Окей, не сам Новый год, к нему претензий нет, а предпраздничную суету. Килограммы еды, баснословные траты, зачастую ненужные подарки. И необходимость держать лицо перед родными, коллегами, незнакомцами. А ведь личный Новый год – персональные перемены – никак не связан с календарём: с сегодняшнего дня можно начать ту самую «новую жизнь», разорвать мёртвые отношения, что-то поменять в себе. В этой подборке на тему новых этапов, рубежей, перемен постараюсь быть максимально краткой: хочу не хочу, а оливье сам себя не нарежет. 

1. «Самая обаятельная и привлекательная» (СССР, 1985)

Всё отлично на работе, но проблемы «в жизни личной», внешняя строгость, но вулкан страстей внутри, вроде бы неприметность, но какая-то особая красота. Надо только встретить того, ради кого. На съёмках классики советского кино с режиссёром Геральдом Бежановым случился инфаркт, Сусанна (Татьяна Васильева) была утверждена на роль не сразу, исполнительница главной роли (Ирина Муравьёва) полюбила фильм спустя долгие годы. «Служебный роман», «Москва слезам не верит» можно сразу же поставить следом в список воспроизведения. Чтобы два раза не переключать. 

2. «Лицо» (Польша, 2017)

До неприличия религиозное, но бесконечно безбожное общество, своеобразная, но не лишённая права на надежду жизнь, далёкая глухомань, но общие правила и законы. Фильм «Лицо» Малгожаты Шумовски, получивший Гран-при "Берлинского кинофестиваля – 2018", смотреть почти невыносимо. Дело и в сатире, и в неспешности, и в ядовитости. Первый парень на деревне, у которого и невеста, и азарт, и красота, падает на стройке > лишается лица (во всех смыслах) > попадает в больницу > через какое-то время и массу операций выходит из неё > должен как-то дальше жить. И общество должно. И семья. И любимая. И хорошо бы не отвернуться. 

3. «За сигаретами» (Франция, 2013)

Помните присказку: пошёл за сигаретами – улетел в Таиланд? Примерно такая же история случилась с Бетти, на которую оптом навалились самые разные проблемы. И рабочие, и личные. Ресторан, в котором она работает управляющей, переживает не лучшие времена, любовник предал, всё валится из рук. Режиссёр Эмманюэль Берко отправляет свою подопечную в дорогу, на поиски чего-то важного, в сторону счастья. Но сначала надо перекурить. В главной роли, кстати, Катрин Денёв.   

4. «Ван Гоги» (Россия, 2018)

«Название фильма станет понятным только в финале. Так что тот, кто не досмотрит фильм, так и не узнает, почему он так называется. Я могу сказать только, что Ван Гог – это, с одной стороны – имя нарицательное для гениального художника, а с другой – лузера и неудачника при жизни, человека уязвимого, болезненного, эмоционально подвижного», – говорил в интервью о своём фильме Сергей Ливнев – сценарист, режиссёр и продюсер. Один человек – дирижёр, второй – художник. Оба очень талантливые, сложные, принципиальные. Каждый хочет своего, у каждого есть проблемы, каждый верит, что вот-вот всё наладится. Один из них – отец (Даниэль Ольбрыхский), другой – сын (Алексей Серебряков). «Ван Гоги» – мощнейший фильм с филигранной операторской работой Юрия Клименко, снимавшего фильмы с Параджановым, Германом, Учителем. Почти два часа противостояния, перемен и открытий под музыку Леонида Десятникова. Любовь бывает разной. Важна лишь степень искренности. 

5. «В пути» (Босния и Герцеговина, Хорватия, Австрия, Германия, 2009)

Сараево – перекрёсток культур, противоречий, миров и войн: по соседству живут православные, католики, мусульмане, горячая кровь может довести до беды, обиды перерастают в противостояния. И исторически, и вынужденно. Амар (Леон Лючев) потерял на Гражданской войне брата, Луна (Зринка Цвитешич) – родителей. Сейчас они живут в центре боснийской столицы. Вне веры и конфликтов, под совместное пение минаретов и церквей. Но однажды Амар встречает своего бывшего сослуживца, который нашёл утешение в религии. Он хочет пойти по этой дороге, а она нет, он готов принять всё без оговорок, а она нет, он уезжает на новую работу, а она нет. «В пути» Ясмилы Жбанич – деликатный разговор о религии, принятии, травмах и готовности услышать ближнего. Без посредников. 

6. «Головой о стену» (Германия, Турция, 2004)

В продолжение темы религии, самобытности и выбора – работа Фатиха Акина, немецкого режиссёра турецкого происхождения. В психиатрической клинике Гамбурга знакомятся двое: Чаит (Бироль Юнель), которому за сорок, и Сибель (Сибель Кекилли), которой только-только исполнилось двадцать. Первый хотел свести счёты с жизнью после смерти возлюбленной, вторая стабильно пилит себе вены в знак протеста против консервативной семьи. Сибель предлагает Чаиту жениться на себе: он получит заботу, тепло, дружественные отношения (без секса, но это как договорятся), она – свободу от родителей, волю, возможность создавать свою жизнь самостоятельно. И все тяжкие на сдачу, разумеется. Странное, неистовое и невероятно нежное кино, где кровь, любовь и турецкие песни.  

7. «Зоология» (Россия, 2016)

«А из интересного: на показе в Торонто женщина-психотерапевт начала задавать вопросы, но в итоге всё это превратилось в её лекцию. Она разбирала дьяволические и фаллические значения хвоста, а также очень чётко разобрала психологию Наташи: героиня не прожила нормальную подростковую жизнь, под контролем мамы она не получила нормальной социализации, все эти 55 лет у неё был инкубационный период, а этот хвост позволил ей повзрослеть», – рассказывал в интервью «Афише» Иван Твердовский. У каждого из нас есть щупальца, хвосты, колючки, клювы, которые мы тщательно скрываем. Из-за норм приличия, страха перед реакцией общества, из соображений безопасности. А они лезут. Из-под шикарных платьев, из карманов фраков, из рюкзаков, которыми мы прикрываемся, делая себя лихими и свободными. Наташа (Наталья Павленкова) из «Зоологии» однажды решила попробовать ничего не скрывать. Даже рискнула поддаться порыву перемен под «Детский альбом» Чайковского. В итоге выяснилось, что непохожесть нужна только тем, кто сам вне нормы. Остальным – тишина и порядок. А то вожжа под хвост попадет – совсем плохо будет.

8. «Пылающий» (Южная Корея, 2018)

«Пылающий» (режиссёр – Ли Чхан-дон) – тот случай, когда тебе лезут под кожу. Медленно. Плавно. С оттяжкой. Подключая твои воспоминания. Заставляя сомневаться. Он проверяет на прочность, лицемерие и снисходительность. Улыбается. Скалит зубы. Заманивает Достоевским, Антониони, Фолкнером. Завораживает и кидает в огонь. В одной точке встречаются юный писатель, его школьная подруга, её новый возлюбленный. И тут начинается коллективное и персональное сжигание памяти на костре любви, нелюбви и жалости. В основе – рассказ Харуки Мураками. 

9. «Брачная история» (США, 2019)

Все достали и всё надоело. Развод и девичья фамилия. Мы сильные и независимые. Думаю, примерно такие мысли были у Чарли и Николь – театральной семейной пары, режиссёра и актрисы. Но ситуация резко осложнилась самим бракоразводным процессом: одно дело – ругаться на кухне, другое – в зале суда. Два с половиной часа пронзительных монологов, признаний, откровений и проклятий, сильнейшие актёрские работы Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон, полное ощущение присутствия при чужих разборках от режиссёра Ноа Баумбаха. Предлагаю бутылочку вина заранее поставить в холодильник. 

10. «Страна ОЗ» (Россия, 2015)

А вот и новогодняя сказочка подоспела. Но режиссёр – Василий Сигарев, поэтому всё с юморком, довольно своеобразно и в наших реалиях. «Страна ОЗ» – безудержное веселье. Бесцеремонное, безжалостное, беспощадное. Вот прям как русский национальный Новый год, когда на 10 дней страна погружается в блескучий адок.  Идиотский, бесполезный, несовершенный, дикарский, но невероятно долгожданный. Ленке Шабадиновой (Яна Троянова) очень надо попасть на улицу Торфорезов. У неё смена в киоске. Дорога трудна и опасна, зима, Екатеринбург. Но что делать. Через полтора часа мытарств, встреч и удивлений Дровосеку всё же дадут сердце из льда (чтобы охлаждал алкоголь); Лев отхватит храбрости по самые уши (надо как-то выживать в этом царстве); Страшила наконец-то будет с мозгами (не на автопилоте ведь переживать это хулиганское безумие); Тотошка узнает пароль и почует ориентир. А Элли... Наша русская Элли, кажется, никогда не выползет из волшебного чудесного каравана. Потому что ей тепло, светло, сказочно, увлекательно, мило и весело. Да и просто лень.