Людям свойственно верить. В кого-то, во что-то, в «когда-то». Одни так снимают с себя ответственность за то, что с ними случается, другие ищут спокойствия, третьи – подтверждения правильности своих действий, четвёртые — просто придерживаются традиций. Ходят туда, где есть возможность «официально» сформулировать свою просьбу, говорят с объектом веры в домашней тишине, размышляют о смысле жизни по дороге. И в момент несчастья, и до него, и после. Безусловно, это сложная тема. И в наше дискуссионное время важно заранее сказать вот что: в данном тексте нет никакой пропаганды, агрессии, предвзятости. У каждого своё кино. 

1. «Дневник сельского священника» (Франция, 1950)

Ярчайшая экранизация романа Жоржа Бернаноса – духовный поиск, сложный ритм, рефлексия и ежеминутный выбор. Молодой священник (Клод Лейдю), что полон сил, идей, энергии, прибывает в небольшой французский городок, чтобы всё в нем изменить. Местные жители, мягко говоря, имеют своё мнение на этот счёт. Одна из любимых картин Андрея Тарковского – два часа плотной атмосферы, живой звук, натура оптом от классика аскетичного кино Робера Брессона. 

2. «Новейший завет» (Бельгия, Франция, Люксембург, 2015)

Представьте, что однажды утром вы получили смс с точной датой вашей смерти. Что это? Шалость? Провокация? Шутка? Одни из нас замкнутся в себе, другие превратят всё в балаган, третьи начнут испытывать судьбу на прочность. Найдутся и те, кто наконец-то осуществит свою давнюю мечту. В хулиганском фильме Жако Ван Дормаля есть и семья Бога, и апостолы, и стиральные машины. И даже депортация в Узбекистан. Если не будешь выполнять свои обязательства. 

3. «Молчание» (США, Китай, Мексика, 2016)

Три часа экранного времени, Мартин Скорсезе, иезуиты. Неспешность, XVII век, красота каждого кадра. Страдания, насилие и вечный вопрос: почему же Бог молчит в тот момент, когда его дети вынуждены выносить нечеловеческие муки? 

4. «Язычники» (Россия, 2018)

Когда болеет ребенок, мама готова пойти на всё. Когда случается беда, хороши все средства: и храм, и отвары, и шаманские бубны. Папа (Валентин Самохин) постоянно пытается найти работу, Мама (Елена Нестерова) торгует квартирами, Дочь (Виталия Еньшина) пытается определиться хоть в чём-нибудь. Все стараются, пробуют, ищут. Ругаются, мирятся, терпят. И тут, как снег на голову, появляется бабушка (Татьяна Владимирова), которая много лет путешествовала по святым местам. И она, разумеется, знает всё о смысле этой жизни. 

5. «Два папы» (США, Великобритания, Аргентина, Мексика, 2019)

Дуэт Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса – взрыв, шампанское, настольный теннис. Дебаты римского папы и кардинала, зафиксированные в фильме Фернанду Мейреллиша, – попытка принять чужую точку зрения, война за свет, клубок болезненных историй из жизней, которые намного сложнее тех обманок, что нам преподносят. Кризис веры, реальные биографии в совокупности с вымыслом, ярчайшие диалоги в ассортименте. 

6. «Мусульманин» (Россия, 1995)

Простая и пронзительная история о парне Коле Иванове (Евгений Миронов), который всёе-таки вернулся из Афганистана в родное село. Живым и здоровым. Только после семи лет плена, с именем Абдулла, со своим уставом. Коля – не неуместный человек, не изломанный механизм, не колючее напоминание, не источник проблем, не что-то машинальное. Просто он здесь лишний. Не такой. Переживший многое, лишённый желания вспоминать. В самом начале ленты Владимира Хотиненко есть эпизод, когда все жители села узнают о возвращении Коли, выбегают из домов, кричат, радуются, верещат, накрывают на стол. А он идёт молча, ни на что не реагируя, без единой эмоции на лице. Наверное, из-за воплей сердца, сошедшего с ума. 

7. «Рай: Вера» (Австрия, Франция, Германия, 2012)

«Каждый фильм трилогии посвящён вере, надежде и любви. Но и раю, которого персонажи ищут, тоже. Мы все ищем рая, но, по всей видимости, так никогда его и не найдём. Рай – это библейское состояние вечного и неизменного счастья. Но мы в нашей суетной жизни всё равно тщимся обрести его», – сказал в одном из интервью режиссёр картины. Если коротко: плети, распятие, оргии, огромный крест, паломничество, предчувствие гибели европейской цивилизации. И Ульрих Зайдль у штурвала. Анна-Мария (Мария Хёфштаттер) готова отдать свою жизнь служению Иисусу: бичевать себя, проповедовать, объяснять людям, вставшим на сомнительную тропу, обо всёем, что может им помочь. Но в один прекрасный день к ней возвращается муж. Мусульманин. В инвалидном кресле. 

8. «Монах и бес» (Россия, 2016)

Если за дело берётся сценарист Арабов, то фильм обречён на успех. Диалоги – рай для ушей, текст на бумаге – счастье для усталого мозга, описания – река без берегов. А ещё тут есть режиссёр Досталь. А ещё –  артист Трибунцев, сводящий с ума лёгкостью, игривостью, переходами от смешного к страшному. Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин в одном монастыре. Черти и ангелы в общем переплясе. Русский дух, соединённый с точнейшим юмором. Небесная и адовая канцелярия в разрезе. А кино – о чуде. О чуде, о чём же ещё? О вере и неверии. О том, что мы разучились видеть, слышать, чувствовать. О том, что «плот против течения плывёт – не чудо», «колодец за день сладили – не чудо», «предсказания – не чудо». Спаситель по воде ходил... чудо. Бес обмана и бес вопросов. 

9. «Звук моего голоса» (США, 2011)

Изначально фильм Зала Батманглиджа задумывался как сериал или трилогия, но авторы вовремя остановились. Мэгги (Брит Марлинг) – девушка, что называет себя Спасителем. Она обещает Рай всем, кто пойдёт за ней, говорит загадками, интригует. Питер и Лорна (Кристофер Денэм, Николь Висиус) хотят снять документальный фильм о секте, которую возглавляет Мэгги, но для этого нужно стать «своими». Сначала пара с иронией и скепсисом относится ко всему, что им предлагают, со временем начинает принимать правила игры, а дальше и вовсе готова уверовать в новую Мессию. Ведь голос – то, что способно увести за грани разумного. 

10. «Молодой Ахмед» (Бельгия, Франция, 2019)

Ахмеду 13 лет. Он умён, кудряв, сосредоточен. Учит арабский в школе, живёт с матерью, ходит к имаму, который рассказывает о предназначении истинного мусульманина. Максимализм ведет к разрушению, экстремизм – к беде, юность – к доверию, арежиссёры, братья Дарденн –  к призу за лучшую режиссуру в Каннах 2019. Одни с этим решением категорически не согласились, другие искреннее поддержали нежную и очень аккуратную ленту, где есть место страху, любви, слепоте. Кто-то усомнился в реальности событий, кто-то воспринял её как вызов, кто-то испугался правдивости повествования. Это ведь просто вопрос веры. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: