Джеймс Кэмерон — режиссер, который сильно повлиял на киноиндустрию и технологию кинопроизводства. «Аватар» и «Титаник» били рекорды по кассовым сборам в мировом прокате, и превзойти их успех смогла только коллективная сила киновселенной Марвел. Сам Кэмерон часто оказывался на технологической передовой кинопроизводства — фильмы режиссера получили 5 статуэток «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. 

«Терминатор 2: Судный день» был прорывом в сочетании компьютерной графики и зрелищного блокбастера, а «Аватар» стал для режиссера освоением технологии 3D. «Бездна» и «Титаник» — фильмы, в которых проявилась любовь Кэмерона к глубинам океана и съемкам под водой. Впоследствии режиссер снимет несколько документальных фильмов про океан, опустится на дно Марианской впадины и переведет технологию подводной съемки на новый уровень. В этом рейтинге кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов собрал все 8 полнометражных фильмов Джеймса Кэмерона в порядке значимости для режиссера и для мирового кино. 

8 МЕСТО: «Пираньи 2: Нерест» (Piranha II: The Spawning), 1982

Дебютный фильм Кэмерона «Пираньи 2: Нерест» — это сиквел кинофраншизы «Пираньи», второсортной серии фильмов о рыбах-убийцах. Изначально Кэмерона наняли курировать спецэффекты к фильму, но он сел в режиссерское кресло после того, как Миллер Дрейк покинул проект. Фильм развивается вокруг загадочных убийств, приписываемых опасным рыбам-мутантам. Очаровательная инструкторша по дайвингу в компании своего бойфренда-биохимика и бывшего мужа-полицейского расследуют убийства. 

Дела с фильмом пошли плохо с самого начала: продюсер Овидио Г. Ассонитис отказывал начинающему Кэмерону на каждом шагу и самостоятельно отснял большую часть материала, а в итоге вышвырнул дебютанта из монтажной комнаты. В итоге, фильм лишь номинально сделан Кэмероном. Он пытался убрать свое имя из титров, но по закону это было невозможно сделать. Поэтому «Пираньи 2» с дешевой, плоской эстетикой 80-х и банальным сценарием остаются режиссерским дебютом Кэмерона. В то же время, в «Пираньях» проявилась любовь Кэмерона к океану и подводным съемкам — в будущем он вернется к водной тематике в фильме «Бездна» и отчасти в «Титанике». 

7 МЕСТО: «Правдивая ложь» (True Lies), 1994

«Правдивая ложь» — это сложные и проработанные боевые сцены из «Терминатора», умноженные на 10 и завернутые в жанр шпионского боевика. Фильм основан на французской комедии «Тотальная слежка», а главную роль, Гарри Таскера, играет Арнольд Шварценеггер. Гарри ведет двойную жизнь: будучи скромный продавцом электроники, герой Шварценеггера одновременно является спецагентом высшего класса, которому достается задание предотвратить ядерный удар по США, планируемый террористами. 

В фильме есть довольно нелепая линия, доставшаяся от оригинального французского фильма. Герой Шварценеггера убежден, что у его жены роман с продавцом поддержанных машин — комичная любовная история явно мешает Кэмерону разворачивать свою эпическую машинерию. Неважно, преследует ли Шварценеггер злодея верхом на лошади или сражается с террористами за штурвалом истребителя — Кэмерон снова и снова находит интересные способы увеличить накал битвы для своей главной кинозвезды. 

6 МЕСТО: «Бездна» (The Abyss), 1989

Научная фантастика — главный жанр для Джеймса Кэмерона, и это во многом подтверждается его сорокалетней карьерой. «Бездна» сочетает любимую режиссером научную фантастику, тематику океана и подводные съемки. Фильм наполнен клаустрофобным ужасом и страхом перед водой — во многом благодаря сногсшибательным спецэффектам, которые неплохо смотрятся даже в 2020 году и в свое время принесли фильму Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Недостаток «Бездны» проявляется ближе к финалу, когда понимаешь, что Кэмерон увлечен больше технологической стороной фильма, а не героями или сюжетом. Такой упрек режиссер получал на протяжении всей своей карьеры. Режиссерская версия фильма исправляет сценарные промахи, но не меняет плохой концовки. 

5 МЕСТО: «Аватар» (Avatar), 2009

До того, как вышли «Мстители: Финал», «Аватар» был самым кассовым фильмом в мире, которым Кэмерон побил рекордные сборы своего же «Титаника». Сложно спорить с тем, что сценарий фильма чересчур примитивный — простые сюжеты стали отличительным стилем Кэмерона, увлеченного визуальными эффектами. Тем не менее, достоинство этого кино не столько в революционных спецэффектах, которыми славится режиссер, сколько в создании проработанной вселенной, в которую хочется перенестись.

Когда вспоминаешь «Аватар», герои или сюжет — не первое, что приходит на ум. Фильм запоминается своим роскошным миром, который мог бы стать основой для видеоигры или кинофраншизы. Еще до его выхода, Кэмерон говорил, что планирует несколько сиквелов во вселенной «Аватара» — в настоящий момент ближайшее продолжение ожидается в декабре 2022 года. 

4 МЕСТО: «Чужие» (Aliens), 1986

Редко бывает, что сиквел оказывается лучше первой части. У Кэмерона это получилось с «Чужими», благодаря сочетанию находок из первой части и желания дать фильму собственный голос. Если «Чужой» Ридли Скотта — это напряженный космический хоррор, то продолжение Кэмерона — это накачанный адреналином боевик

Сигурни Уивер возвращается в сиквел в роли Элен Рипли — единственным выжившим на космическом корабле, который атаковали смертоносные существа. После многих лет блуждания в космосе, ее спасает корабль, направляющийся на Луну. Именно там Элен впервые встретилась с опасными чудовищами. 

Кэмерон ставит одну сногсшибательную схватку за другой, наращивая напряжение, которое в кульминации выльется в эпическую битву между Рипли и Королевой-Маткой Чужих. Фильм заработал два Оскара за спецэффекты и за лучший звуковой монтаж, и был номинирован еще 5 раз, включая номинацию Сигурни Уивер на лучшую женскую роль. 

3 МЕСТО: «Терминатор» (The Terminator), 1984

Несмотря на печальное положение франшизы в 2020 году (последняя часть «Терминатор: Темные судьбы» провалилась в прокате, и получила низкие рейтинги как у зрителей, так и у критиков), первая часть, вышедшая в 1984 году, была прорывным фильмом. Выпустив «Терминатора», Кэмерон показал, как при относительно скромном бюджете можно сделать научно-фантастический триллер-боевик с оригинальным концептом, который не устаревает со временем. 

Некоторые спецэффекты фильма безнадежно состарились, другие по-прежнему заставляют вздрагивать. Тем не менее, успех «Терминатора» — в его культовых героях. Безжалостный киборг-злодей в исполнении Арнольда Шварценеггера станет ярким героем поп-культуры и объектом бесконечных пародий, а Сара Коннор — одной из сильнейших женщин в мировом кино. Захватывающие погони, машина-убийца, внушающая леденящий ужас и запутанная научно-фантастическая конструкция перемещений во времени — каждая деталь фильма продуманна. Необычное жанровое сочетание научной-фантастики, хоррора и боевика не умаляет зрелищности фильма, который стал отличным блокбастером. 

2 МЕСТО: «Титаник» (Titanic), 1997

Как бы ни был успешен «Терминатор», долгое время было сложно представить более успешный блокбастер, чем «Титаник». Фильм побил все рекорды кассовых сборов и долго оставался самым кассовым фильмом. Успех «Титаника» построен во многом на легендарных ролях Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Актеры превратили сентиментальный сценарий в универсальную историю любви. Кэмерон, как и обычно, выдает первоклассную картинку и спецэффекты, погружая зрителей в пучину печально известного кораблекрушения. 

Как и в случае с «Аватаром», главные герои — это набор стереотипов. Кажется, что история о двух подростках, бегающих друг за другом на тонущем корабле, не может идти 3 часа. В «Титанике» подробно воссоздана декорации корабля, но главная находка фильма — противопоставление радости влюбленных и горя неизбежной катастрофы. Фильм завоевал 11 Оскаров, включая награду за лучший фильм и лучшую режиссуру. 

1 МЕСТО: «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgement Day), 1991

Сделав «Чужих» Кэмерон доказал, что умеет снимать продолжения, которые будут не хуже оригинального фильма. «Терминатор 2: Судный день» только подтверждает это — Кэмерон взял ядро первого фильма и, получив хороший бюджет, сделал продолжение с эпическим масштабом. Жидкометаллический Т-1000 был потрясающе сделан для 1991 года, а оригинальный Терминатор Т-800 Шварценеггера превратился из злодея в спасителя. 

Семейное трио из эмоционально-холодного и расчётливого робота Т-800, параноидальной Сарой Коннор и бунтующего подростка Джона Коннора привносят элемент человечности в напряженный и зрелищный боевик. В то же время, философские вопросы о будущем человечества удачно завернуты в научно-фантастический сюжет. 

«Терминатор 2: Судный день» — это пик режиссерской карьеры Кэмерона. Сумасшедшие по тем временам спецэффекты заработали Оскар. Фильм также выиграл призы за лучший монтаж звука, лучший звук и лучший грим, и получил еще 2 номинации — за лучший монтаж и операторскую работу. Вторая часть «Терминатора» — это сочетание зрелищности и простого сюжета, квинтэссенция режиссерского стиля Кэмерона и один из лучших блокбастеров в истории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: