«Отвечаем» — рубрика «Вашего Досуга», где наши редакторы, обозреватели и авторы отвечают на самые интересные и неожиданные запросы читателей. Многие над подобными запросами насмехаются, многие их просто игнорируют, а мы решили ответить.

«Ваш Досуг» отвечает на ваш запрос и помогает вам разнообразить ваш досуг — это ли не комбо? Если вы хотите стать героем следующих выпусков, пишите свои запросы в комментарии к этому материалу или оставляйте комментарии к любому посту в наших социальных сетях — vk или fb. На этой неделе «отвечает» Полина Шатохина.

Ваш запрос:

Отвечаем:

Запрос на фильмы «со смыслом» — один из самых популярных, но не самый конкретный. Чтобы ответить на него, мы конкретизировали зону поиска и подобрали десять отличных фильмов, которые условно можно разделить на три типа. Первый — фильмы о поиске смысла жизни. Второй — фильмы о смысле перемен в жизни людей. Третий — фильмы, скрывающие смыслы в своей неожиданной загадочной форме.

1. «День психа», 2002

Фильм польского режиссера Марека Котерского. Смешной и болезненный, как утреннее отражение в зеркале. 

Вы проведете день с героем картины Адасем Мяучиньским (Марек Кондрат) и его вялой попыткой обменять просроченную жизнь на другую, достойную его надежд. Фильм снят безжалостно и если бы не особенный мрачный юмор Котерскрого, мы не рекомендовали бы его к просмотру впечатлительным зрителям, диагностировавшим у себя кризис среднего возраста, нервное расстройство или отчаяние. Какой смысл смотреть кино про очередного неудачника? Сделать все что в ваших силах, чтобы не увидеть в нем себя.

Концентрация смысла: ★★★★☆
Неожиданная форма: ★★★★★
Послевкусие: ★★★★★​

2. «Вкус вишни», 1997

Иранское роуд муви Киаростами про поиск того, кто похоронит живого человека. 

В притче культового иранского режиссера Аббаса Киаростами жизнь представляется унылым запыленным Тегераном, на который мы вместе с главным героем смотрим сквозь окна внедорожника. Безрадостные пейзажи, как развитие суицидальных настроений. Господин Бадии (Хомаюн Эршади) решил покончить с собой. Но чтобы осуществить задуманное, ему нужен человек, который закопает его тело после смерти. Место найдено, могила уже вырыта, всё готово. Противоестественная просьба о помощи звучит трижды. Трое попутчиков главного героя представляют три разных мировоззрения - солдат, священник и старик. Каждый должен принять решение.  

Концентрация смысла: ★★★★★
Неожиданная форма: ★★★☆☆
Послевкусие: ★★★★☆

3. «Синекдоха, Нью-Йорк», 2008

Ваш дом горит, ваше тело горит, ваша семья горит, и всё горит, и вы в аду и это ваша жизнь.

Вселенная Чарли Кауфмана. Жизнь Кейдена Котара (Филипп Сеймур Хоффман) превращается в вялотекущую бессмысленную пытку сопровождаемую тупой болью, страхами и разочарованием. Кейден — театральный режиссер, и потому решает уничтожить гнетущую его тоску, используя театральное пространство. Он создает масштабный спектакль, в котором сам становится действующим лицом. В попытке исправить реальность герой Хоффмана меняет местами события собственной жизни и персонажей, созданных по образу и подобию тех, кто сделал его несчастным. Он умножает, повторяет и редактирует каждый печальный фрагмент, перемещая его во времени и пространстве огромного макета Нью-Йорка. Совершенно особенное кино, которое трудно поддается описанию, как и каждый фильм Кауфмана. 

Концентрация смысла: ★★★★★
Неожиданная форма: ★★★★★
Послевкусие: ★★★★★

4. «Мистер Одиночество», 2006

Жить чужой жизнью по Хармони Корину.

В этом фильме великий Вернер Херцог играет священника, Леос Каракс агента, Диего Луна и Саманта Мортон играют двойников Майкла Джексона и Мэрилин Монро, а Дени Лаван — двойника Чаплина, который периодически превращается в двойника Гитлера. Представьте место на земле «где все знамениты и никто не стареет». Место, в котором живет коммуна людей-двойников, а точнее «имитаторов». Они готовят грандиозное шоу, которое расскажет о них всему миру. Неподалеку представьте стадо овец, а в небе монахинь, выпрыгивающих без парашютов из самолета «по воле Божьей». Всё это части единой истории, рассказывающей о способе победить одиночество.

Концентрация смысла: ★★★★☆
Неожиданная форма: ★★★★☆
Послевкусие: ★★★★★

5. «Тиранозавр», 2011

Британское кино о мутантах и зарытых косточках (почти).

Социальная драма Пэдди Консидайна. В центре сюжета двое: Джозеф (Питер Муллан), конченый пьяница и буйный негодяй, и Ханна (Оливия Колман), тихая приятная женщина. Оба не молоды. Оба несчастны. Ханну мучает муж-садист а Джозефа мучают воспоминания. Этот фильм мог бы рассказать историю любви, полную надежды и очищения о спасении человека человеком. Но эта история совсем о другом. За внешними проявлениями человеческой природы скрываются тайны и кошмары.

Концентрация смысла: ★★★☆☆
Неожиданная форма: ★★☆☆☆
Послевкусие: ★★★★☆

6. «Корпорация «Святые моторы», 2012

Леос Каракс и его говорящие лимузины.

Снова Каракс и снова Лаван. Этот фильм — признание в любви кинематографу. Название фильма - игра букв. Сюжет - игра с зрительскими ожиданиями. Герой - игрок или исполнитель. Мсье Оскар (Дени Лована много не бывает) едет в лимузине с одной встречи на другую, меняя свою внешность до неузнаваемости, а Каракс, снимающий это в своем фильме, меняет жанр переходя от одного эпизода к другому. Сбитые с толку зрители не успевают прийти в себя после сцены кибер-секса, а герой уже переместился в сцену, снятую в классическом нуар-стиле, после которой будут мюзикл, бытовая драма и еще 5 совершенно разных киножанров. Пытаясь разгадать загадку мсье Оскара вам всякий раз будет казаться, что сейчас перед вами его истинное лицо. Но кино это великая иллюзия, которую невозможно разоблачить даже в финале.

Концентрация смысла: ★★★☆☆
Неожиданная форма: ★★★★★
Послевкусие: ★★★★★

7. «Будущее», 2016

Что делать со свободой?

Фильм Мии Хансен-Лёв — подробный и внимательный рассказ о том, как внезапно может измениться сложившаяся жизнь. В истории Натали (Изабель Юппер) нет ничего необычного. Успешная женщина, преподаватель философии, мать двоих детей, остается одна. Но эта история - не драма о разводе или предательстве. Фильм как способ вместе с главной героиней пройти сложный путь от растерянности и разочарования к открывающимся новым знаниям. В нем не будет однозначного ответа и сказочного хеппи энда, но возможно фильм станет навигатором в их поиске.

Концентрация смысла: ★★★★☆
Неожиданная форма: ★★☆☆☆
Послевкусие: ★★★☆☆

8. «Облако-рай», 1990

«Тоской и грустью лечусь, душой на небо я рвусь».

Последний скромный шедевр советского кинематографа. В маленьком городке, где ничего не происходит и, вероятно, не произойдет никогда, однажды утром парень по имени Коля (Андрей Жигалов) то ли от скуки, то ли по глупости говорит приятелю, что уезжает «сегодня же вечером на Дальний восток». Сказанное становится большим событием для всех героев и всё приходит в движение, люди оживают, их лица преображаются и вот уже пора в дорогу. Грустная и смешная история о тотальной пустоте и мечтах. Знакомые и до сих пор не руинированные дворы, общежития, дома-бараки, тряские автобусы русской провинции и время, зажатое между ними. Всё такое почти неподвижное. История Георгия Николаева, которая в другом исполнении могла бы стать отчаянно-беспросветной, у режиссера Николая Досталя неожиданно получилась с оттенками не только серого.

Концентрация смысла: ★★★★☆
Неожиданная форма: ★★★★☆
Послевкусие: ★★★★★

9. «Ветер перемен», 2018

«Это просто ветер. Почему бы его не использовать».

Паулин (Мелани Тьерри) и Алекс (Пьер Деладоншам) выбирают жизнь в альпийской деревушке подальше от мегаполиса. Влюбленные занимаются своим хозяйством, держат коров, лошадей и поросят. Их скромный быт почти сложился в привычный уклад и дарит им радость. Герои любят друг друга и строят планы на будущее. Мы застаем их историю в тот момент, когда предчувствие грядущих событий выдает себя лишь в знаках, которые сначала трудно разгадать. Фильм Беттины Оберли притворяется бытовым и реалистичным, но каждый его кадр наполнен метафорами и образами. Однажды на ферму приезжает инженер (Нуно Лопеш), чтобы установить ветряную турбину. Паулин оказывается у кромки обрыва в густом тумане, а на коровьей ферме начинается эпидемия. 

Концентрация смысла:  ★★★★★
Неожиданная форма: ★★☆☆☆
Послевкусие: ★★★☆☆

10. «Париж, Техас», 1984

Американская Одиссея.

Любите Вендерса? Трэвис (Гарри Дин Стэнтон) держит путь по бескрайнему пустынному Нигде в Париж. Тот Париж, что находится в штате Техас. Он хочет вернуться в начало своего пути, но перед этим должен отыскать Джейн (Настасья Кински), которая прячется то в красном «Шевроле», то за стеклянной перегородкой (и все это под сладкий и печальный саунд Рая Кудера). Фильм Вима Вендерса был признан успешным, получил множество наград, в том числе «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Это очень красивое кино, исследующее феномен расстояния между людьми и попытку его преодолеть.

Концентрация смысла: ★★★★☆
Неожиданная форма: ★★★★☆
Послевкусие: ★★★★★

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: