22 апреля в прокат выходит драма об экологической катастрофе «Великий», где главную роль сыграл Джонни Депп. Его героем стал фотограф Юджин Смит, который на закате карьеры отправляется в небольшой японский городок Минамата. Там многие люди страдают от особого синдрома, вызванного выбросами нечистот с химического завода. О том, как «Великий» показывает этичную работу журналиста, и почему трагедия прошлого века все еще актуальна, рассказывает Дмитрий Елагин.

Кратко:

«Великий» — тихий фильм о важнейшей современной проблеме экологии. Хотя режиссер использует историю журналистского расследования, он не крикливо обвиняет, а через общение с жертвами трагедии вызывает у зрителя сочувствие. Оно сильнее эмоций.

Подробно:

Если произошло какое-то событие в городе, как вы получите о нем информацию? Большинство через интернет или телевидение, и только единицы отправятся на место происшествия, чтобы увидеть все своими глазами. Современное информационное общество делит человечество на три группы: создатели, передатчики и получатели. Процессы создания и передачи оказались ключевыми, так как глобальный мир переполнен информацией, которую надо выделять и грамотно транслировать. До изобретения техники компьютерного редактирования самыми правдивыми источниками данных были пленочные фото и видео. Пленка запечатлевает, она как бы не может соврать, потому что свидетельствует о реально произошедшем.

Оригинальное название фильма «Минамата» (2020, Эндрю Левитас) дано в честь небольшого рыбацкого городка, где с 1950-ых до 1970-ых годов происходила экологическая катастрофа. Но российская прокатная компания поменяла название на «Великий», переводя внимание от истории жертв к истории фотографа. Уильям Юджин Смит был одним их лучших фотографов середины XX века, чей стиль легко узнаваем благодаря контрастным изображениям с выверенной композицией кадра. Хотя Смит создавал фоторепортажи, его произведения ближе к искусству, чем к журналистике, так как автору важнее было «как» показать, чем «что». Его последним шедевром стала серия о трагедии в Минамате, наиболее известна интимная фотография «Томоко Уемура в ванне». Чувства сильнее резких эмоций — это доказал Уильям Юджин Смит, и об этом «Минамата».

Ее сюжет отвечает новостной повестке и выделяет проблему загрязнения мира огромными промышленными компаниями. Химический завод Chisso на протяжении 15 лет выбрасывал в морскую воду отходы с содержанием метилртути, которая скапливалась в телах рыб. Их ели местные жители, и многие начали страдать сильнейшими отравлениями, неизлечимо поражающими центральную нервную систему. Несмотря на протесты местного населения, Chisso отказывалась признавать последствия выбросов, тогда японская переводчица Эйлин (Минами Хинасе) обращается за помощью к Юджину (Джонни Депп), чтобы он своими фото привлек внимание мира к катастрофе. 

Для японцев Минамата отзывается в сердцах также сильно как Фукусима, но фильм не о конкретной трагедии и определённой личности. «Минаматы» происходят по всей планете, а «Юджины» идут против богатых корпораций (российском примером запросто может быть ситуация в Норильске).

Ключевым в «Минамате» становится метод, каким герой получает фотографии. В шедевральной немецкой картине «Потерянная честь Катарины Блюм» (1975, Фолькнер Шлендорф, Маргарета фон Тротта) журналисты нарушали чужие психологические и физические границы ради скандала, они вели себя неэтично. Юджин относится с уважением и учтивостью к жертвам, медленно с ними знакомится и поступками завоевывает доверие. Этому посвящена второстепенная линия отношений Юджина с мальчиком, пораженным болезнью Минаматы. В сцене знакомства герой отдает ему свой фотоаппарат, потом не боится дотронуться до него, учит проявлять пленку. Высокий гуманизм «Минаматы» раскрывается в самоотверженности людей. Юджин и жители деревни борются не за себя, а за детей, которые еще не могут постоять за себя. Хотя фильм создал американец, в нем нет резкого журналистского тона. На это повлияла японская сдержанность, сформированная кодексом бусидо. Борьба без эмоций и до конца — это путь к победе. 

Свое преображение переживает Юджин, который страдает посттравматическим стрессовым расстройством после ужасов, увиденных во время работы. Он пьет, употребляет наркотики, не ладит со своими детьми и считает себя человеком, который всех постоянно разочаровывает. Его путь — путь и для других художников, которые если увидели что-то стоящее, должны бороться за это. Ведь только так можно стать великим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: