10 июня в прокат выходит норвежская драма «Надежда» с Андреей Брюн Ховиг и Стелланом Скарсгардом на главных ролях. Героиня Ховиг Анна возвращается с гастролей и обнаруживает, что вылеченный год назад рак легких пустил метастазы в мозг, и там образовалась новая опухоль. Дмитрий Елагин рассказывает, как «Надежда» вызывает у зрителя сочувствие, но не манипулирует эмоциями.

Кратко:

«Надежда» предлагает взрослый разговор о смертельной болезни. Режиссер Мария Сёдаль показывает все: последствия приема таблеток, неуверенность в себе и своих решениях, смерть и воскрешение веры в будущее. Вместо того, чтобы удерживать интерес зрителей драматичными ситуациями, создатели дают героине критически малое количество дней, из-за чего каждая секунда становится ценной.

Подробно:

У нее под глазами «мешки», губы накрашены неяркой помадой — она не молода, но все еще полна энергии, убирает волосы в хвостик, потому что привыкла работать. Ее зовут Анна. «Надежда» — это портрет, обыкновенная жизнь, которую меняет сообщение о большой раковой опухоли в мозгу. Женщине дают пять дней до операции, последствия которой непредсказуемы. До этого жизнь растекалась в повседневности: Анна (Андреа Брайан Ховиг) и ее муж Томас (Стеллан Скарсгард) много лет живут вместе, родили несколько детей и поменяли любовь друг к другу на успех в работе. Никаких чувств не было до тех пор, пока героине не объявили о близкой смерти, собравшей жизнь в строгую струну — теперь каждый момент с родными запоминается.

Режиссер Мария Сёдаль сняла автобиографичное кино. В случаях с трагическими событиями, авторы редко показывают прошлое сдержанно и размеренно — это очень сложно, так как требуется высокий уровень честности. «Надежда» Сёдаль во многом напоминает «Фрагменты женщины» (2020) Корнеля Мундруцо («Белый бог», «Дельта»), где семейная пара переживала смерть новорожденного. Сёдель и Мундруцо ведут отчет, как в дневнике, но фокусируются на разном. В «Фрагментах» режиссер сделал акцент на вещах-ассоциациях с ребенком (запах яблока, фитбол, рентгены), а в «Надежде» автору важнее подробный внутренний диалог героини. У Мундруцо Марта (ее сыграла Ванесса Кирби и получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль) духовно окаменела после гибели ребенка, а Анна постоянно сомневается. Она не знает, как рассказать друзьям и детям о болезни, ее чувство растерянности и тревоги усугубляется побочными эффектами сильных таблеток. Внутренний долгий и подробный поиск ответов — это метод разговора на сложную тему, который выбрали создатели «Надежды». Хотя название уже дает некоторый стержень, за призрачную надежду не держатся герои, не живут фантазиями. Поэтому Анна переживает экзистенциальный кризис и начинает видеть жизнь четко — это отражает режиссер, наполняя сюжет множеством событий и деталей.

У Анны большая семья: муж, ее отец и шестеро детей, троих из которых она родила. У одной дочери она замечает сигареты в сумке и умоляет ее не курить, а потом видит, что другая в ее отсутствие спит в материнской постели. Подобных чувственных сцен, сказанных прямо в глаза и в сторону фраз очень много, что делает фильм с плавным повествованием внутренне интенсивным, насыщенным событиями. Кроме детей есть муж, вместе с которым она пытается понять, есть ли между ними любовь, искренняя ли его помощь, и что делать спустя многие годы с остывшими сердцами. Отказавшись от громких выяснений отношений, режиссер позволяет героям поплакать и выговориться, снимает их на статичных общих, средних планах и иногда использует крупные, предлагает посмотреть на лицо. «Надежда» — кино о спрятанных чувствах, отраженном в морщинах опыте и тяге к жизни, сияющей в огне глаз. Пока они горят и требуют — будущее есть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: