Редактор «Вашего досуга» Дмитрий Елагин прямо сейчас находится на Каннском фестивале и делится своими краткими заметками о фильмах, которые стоит запомнить, дождаться онлайн или в прокате. В этот раз речь пойдет о картине режиссера Пола Верховена из программы Основного конкурса.

В мире побеждает феминизм, бренд Victoria Secret отказывается от знаменитых «шоу-ангелов», а Пол Верховен все ещё снимает кино о божественно красивых монашках-лесбиянках. «Искушение» (ориг. название «Бенедетта») основано на исследовании Джудит К. Браун, которая изучала лесбийские практики времен Ренессанса. Из её книги Верховен сделал сложнейшую драму о природе власти. Состоятельные родители отправили Бенедетту (Виржини Эфира) в женский монастырь, и та выросла вокруг женщин, где впервые влюбилась не в Иисуса Христа, а в Деву Марию. Умная девочка выросла в умную женщину, которая всем говорила, что с ней напрямую общается Иисус, и она его будущая жена. В отличие от аббатисы (Шарлотта Рэмплинг) она поняла, что валюта церкви —  не деньги, а святость,  потому богач — это святой. Играя в верующую, Бенедетта заигрывается настолько, что во сне и во время молитв к ней являлся Иисус Христос. Для успокоения разума девушке прописывают настойку из маковых семян (то есть опиум), который позволяет ей нанести себе на руки и ноги стигматы. 

Сложность «Искушения» в отношении к Бенедетте, которой не нужна власть. Она хочет божественной любви, которой у неё не было с детства, и получает ее, заняв место аббатисы. В любовном списке Бенедетты после Девы Марии и Иисуса оказывается Бартоломея, которую героиня спасла из семьи мужчин-насильников. Бенедетта играет святую — это факт, но непонятно, истинна ли ее вера в господа и любит ли она его, или ее экзальтации появились вследствие сумасшедшего эго женщины. То же самое в отношениях с Бартоломеей, которая перестает понимать, использует ли ее сестра по ордену, или правда любит.

Пол Верховен умеет изображать сексуальных женщин (например, «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун), которые идеально красивы, умны и невероятно хитры. Они воплощают фантазии режиссера о женщинах, а потому в его мужском взгляде лесбийский секс выглядит эксплуатацией (женщину за пару секунд достигают оргазма). Похожие мысли возникли и у западных критиков, но красота «Искушения» в двусмысленности. Вместе с Бартоломеей зритель не может понять понять до конца, верит и любит ли Бенедетта по-настоящему, и также невозможно определить, воспевает ли режиссер женщину, или просто использует для наслаждения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: