Редактор «Вашего досуга» Дмитрий Елагин прямо сейчас находится на Каннском фестивале и делится своими краткими заметками о фильмах, которые стоит запомнить, дождаться онлайн или в прокате. В этот раз речь пойдет о картине режиссера Ари Фольмана из программы «Вне конкурса».

Ари Фольман поразил мир документальным анимационным фильмом «Вальс с Баширом» (2008). В нем его альтер-эго страдает от кошмаров, появившихся вследвие участия в Ливанской войне (1982). В попытке вылечить недуг, он встречается с другими ветеранами и понимает, что ничего не помнит об ужасных событиях, свидетелем которых он был. В картине «Где Анна Франк?» Фольман повторяет сюжет с раскопками памяти, а в роли археолога оказывается Китти — выдуманная Анной Франк подружка. 

«Дневник Анны Франк» — одно из сильнейших военных произведений, в котором ребенок рассказывает о войне и подмечает детским взглядом страшные изменения быта. Картина Фольмана могла быть полной натурализма, но вместо этого он выбрал детский, красочный способ визуализации, использовав собственный графический роман, созданный на основе книги. Для романа он упростил книгу, от упрощения страдает и фильм, где жизнь Анны Франк показана пунктиром и является основой для другого, более важного для режиссера рассказа о современных социальных проблемах. 

В современности Китти появляется из дневника Франк и решает найти лучшую подругу. Во время поисков Ари Фольман показывает зимний Стокгольм и иммигрантов, живущих в палатках и сквотах (самовольно заселенные покинутые дома). Китти знакомится с мальчиком-беженцем, который обворовывает посетителей музея Анны Франк. Он же помогает Китти в поисках лучшей подруги. Между двумя сюжетами Ари Фольман спрятал критику правительства и граждан Нидерландов, обвиняя их в безразличии к судьбам беженцев. Хотя режиссер не проводит прямую линию между фашистами и полицейскими, намеки явные: одни высылали евреев на поездах в концлагеря, а другие увозят в автобусах обратно в объятые войной страны. Пропагандисткий тон авторов заключается в изображении проблемы беженцев: пока одни  греются у горящей бочки, другие сидят в уютном кафе. Подобная прямая

речь приводит к манифестирующему финалу, где действия правительства осуждаются, а «Дневник Анны Франк» используется для подтверждения гуманистических ценностей. Российский пропагандист может сравнить репрессии 1930-ых годов и аресты митингующих в 2019 и 2020 году и сделать вывод, что разницы нет — террор тогда, террор и здесь. Но это взгляд поверхностный, потому что отрицает контекст истории, упрощает её и забывает, что события никогда не повторяются. Хуже всего в работе Ари Фольмана то, что его произведение направлено на детскую аудиторию, которой навязывается политическая позиция взрослых.

Фильм выйдет в прокат 25 ноября 2021 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: