5 августа в прокат выходит мелодрама-участник кинофестиваля в Берлине «Я создан для тебя» Марии Шрадер. По сюжету ученая-антроплог соглашается на тестирование андроида-партнера Тома, которому предстоит понять, что такое любовь. Дмитрий Елагин рассказывает, какие новые грани Шрадер нашла во взаимодействии человека и робота, и за что исполнитель роли Тома Дэн Стивенс должен был получить приз на Берлинале.

Кратко:

Кажется, что про кино об андроидах уже ничего нельзя сказать нового, но режиссеру Марие Шрадер удалось. Вместо сай-фай декораций она выбрала современный Берлин, визуальную экспрессивность предпочла обыденности. Автор хочет показать природу любви, для которой нет разницы, кто является объектом чувств.

Подробно:

Бар для состоявшихся за 35: играет джаз, мужчины одеты в костюмы, на танцполе флирт, женщины накрашены с надеждой на внимание. Среди них ученая-антрополог Альма (Маррен Эггерт), которую метрдотель (Сандра Хюллер) знакомит с Томом (Дэн Стивенс). Он сразу глупо шутит, приглашает к танцу, но вдруг начинает заикаться. Бар и счастливые люди вокруг — голограмма, а Том — робот-партнер, которого Альма согласилась протестировать ради получения гранта для собственного проекта.

Тема взаимодействия человека с искусственным интеллектом избита вусмерть. Первую жирную линию провел Мамору Осии в двух фильмах «Призрак в доспехах» (1995 и 2004), показав мир, где грань между человеком и роботом потеряна. Осталась только вера в душу, в призрака внутри. Большой американский рывок состоялся в 2013 году с фильмом «Она» Спайка Джонза, где одиночка Теодор влюбляется в голосового помощника. Джонз смоделировал ситуацию и показал, что каждый может с легкостью сам достроить образ собеседника и влюбиться в него, даже полностью осознавая его искусственность. Любимый человек — это образ, а значит его можно сконструировать искусственно. Это и происходит в «Я создан для тебя», где Альма сталкивается с идеальным партнером: у него спортивное тело, он всегда добр, внимателен и приветлив, а также может устроить романтический вечер с ванной, игристым вином и свечами. Но Альма не хочет сближаться с Томом, потому что считает, что у него нет чувств, а значит она не должна откликаться на его провокации.

Проблему чувств у роботов описал американский философ Джон Сёрл в мысленном эксперименте «китайская комната». Его суть такова: не знающего китайский человека помещают в комнату, снабжают словарями со значениями иероглифов и инструкциями для расшифровки речи. Знающие китайский язык люди посылают письма с вопросами в комнату и получают адекватные ответы. Вопрос: знает ли участник эксперимента в комнате китайский язык? Ответ: нет, ему доступна лишь система обработки информация и инструменты для ответа на входящие запросы. Именно поэтому мы не считаем голосовых (Siri, Alexa, Маруся) помощников с низким искусственным интеллектом людьми — они не способны создавать новую информацию, у них нет сознания. Андроиды (компьютеры с высоким интеллектом) способны подражать человеческим эмоциям, уже научились шутить, но их все равно не считают людьми. Это можно ярко увидеть на различных шоу: хотя на программе «Вечерний Ургант» над Sophia смеялись, можно заметить смущение в глазах у ведущего. Ведь он видит перед собой лицо, напоминающее человеческое, что мешает ему относиться к Sophia, только как к роботу.

На этом философском фундаменте выстроен «Я создан для тебя», чей более точный перевод с немецкого «Ich bin dein Mensch» — «Я — твой человек». Том манерами будто вышел из американских фильмов эпохи «золотого» Голливуда, таких мужчин сейчас мало, их галантность кажется социальным рудиментом. Поэтому Альма испытывает его, специально оскорбляет и злит, чтобы Том осознал собственную ценность и перестал ее слушать. Этот шаг пройден, он быстро научился современному социальному поведению, но Альма указывает на следующую проблему: у Тома нет души. Душа — следующий камень преткновения, сама героиня признается, что не верит в бога и не стала бы молиться ему при крушении самолета. Поэтому идея души, как божественной частицы в каждом из нас, умирает в современном мире. Остается восприятие человека, как социального существа. Если Тома признают люди, его поведение не отличается от поведения homo sapiens, то он один из нас. Режиссеры большинства других фильмов вкладывали в понятие человечности память и чувства, а для Марии Шредер суть кроется в социальности, в умении «быть» человеком. А между «быть» и «казаться» очень тонкая грань. Гениальность исполнителя роли Тома Дэна Стивенса в мимических нюансах, которые сначала выдавали в нем робота, а потом полностью исчезли. Поэтому Том — идеальная ловушка для Альмы, как только он подстраивается под ее поведение и начинает безупречно мимикрировать под человека, у нее нет шансов не влюбиться. Шредер и другие авторы подходят к феномену любви с андроидом с глубоко пессимистической точки зрения и видят в нем лишь повод для неизбывной печали: насколько же современное общество отчаялось в одиночетсве, что готово сбежать в комфортные, «тепличные» отношения с роботами. 

Но если робот — это человек, то почему бы и нет?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: