Всякий финал — штука сложная, противоречивая и даже опасная. Толковый может запросто перевернуть всё с ног на голову, изменить смысл, усилить любой — ожидаемый и не очень — эффект; провальный — скомкать всё хорошее, что было нажито за непростые полтора часа. Его ждут, о нём говорят, про него спорят: а так ли это было на самом деле, а не примерещилось ли всё это главному герою, а не показалось ли нам. Эта подборка — 10 лент, в которых режиссёры и сценаристы пошли ва-банк, решив сбить зрителя с ног внезапным и неожиданным поворотом. С высокой долей вероятности вы уже видели эти картины, но поиск нового смысла — веский аргумент, чтобы вернуться.

 

1. «Что сделал Джек?» (США, 2017)

В небольшом кафе на вокзале Детектив (Дэвид Линч) допрашивает Джека — опасного преступника. Всё бы ничего, но Джек — обезьяна в пиджаке и галстуке. На этом месте могла бы быть почти всякая картина Линча — известного любителя сложных и многослойных финалов, заставляющих гадать и спорить о себе. В чёрно-белой короткометражке режиссёр остаётся верным себе: всё странно, немного абсурдно, но жутко интересно.

2. «Вздох» (Республика Корея, 2007)

Ён (Пак Чи-а) живёт простой и размеренной жизнью: занимается домашними делами, скучает, делает различные скульптуры из глины (режиссёр — Ким Ки Дук). Муж ей изменяет, воркуя с любовницами прямо у них дома. Однажды женщина слышит в новостях историю заключённого, приговорённого к смерти, что периодически пытается покончить с собой при помощи зубных щёток. И срывается к нему в тюрьму.

3. «Подарок» (Германия, 2014)

Мальчик сутками рубится в компьютерные игры, забыв о реальном мире. Его не интересуют ни погода, ни прогулки, ни родители. Трогательная короткометражка (4 минуты) Джейкоба Фрэя о том, как часто мы отталкиваем тех, кто действительно может нам помочь.

4. «Вход в пустоту» (Франция, Германия, Италия, Япония, Канада, 2009)

По огромным токийским улицам, балансируя на грани жизни и смерти, мечется душа парнишки, что никак не может успокоиться. Реальные видения смешиваются с теми, что подкидывает память, психоделические картинки сменяются на фотокарточки из детства. Ещё один любитель запутать зрителя — Гаспар Ноэ — тоже в своём репертуаре: переплетённые сюжеты, яркие вспышки, соединение прошлого, настоящего и выдуманного.

5. «Заплати другому» (США, 2000)

Тревор (Хэйли Джоэл Осмент) — ученик седьмого класса — на уроке обществознания придумывает проект, который называется «Заплати другому». Суть такова: ты делаешь человеку доброе дело (любое, от покупки билета на автобус до приобретения личного вертолёта), а он в свою очередь помогает ещё трём незнакомцем. Те три ещё трём (каждый). И ещё. И дальше. Одним словом, колесо добра и помощи в мире. Теперь его основная задача — проверить эту идею на прочность (режиссёр — Мими Ледер). И не разочароваться в самом себе.

 

6. «После жизни» (Япония, 1998)

После жизни все мы где-нибудь окажемся (вот только рассказать об этом, увы, не сможем). Режиссёр Хирокадзу Корээда предлагает такой вариант: небольшой дом, спокойная атмосфера, доброжелательные помощники. Каждый, кто сюда попал, должен выбрать одно воспоминание, куда он будет помещён до самого конца. Время пошло.

7. «В пути» (Босния и Герцеговина, Австрия, Хорватия, Германия, 2009)

«Сестра, мы не такие, как про нас говорят», — доверительно шепчет девушка в парандже Луне, главной героине фильма Ясмилы Жбанич. Луна (Зринка Цвитешич) и Амар (Леон Лучев) — пара, живущая в послевоенном Сараево. Они, вернувшись с работы, выпивают, гуляют по улицам, ходят по клубам, занимаются сексом. Война забрала у неё родителей, у него — брата. Всё меняется, когда между ними внезапно встаёт... религия.

8. «Русалка» (Россия, 2007)

Она – не «Фея», не «Звезда», а Алиса (Мария Шалаева). Умеет говорить с морем, руководить происходящими событиями, мечтать. Хроническая неудачница с даром, странная девчонка с зелёными волосами, угловатый подросток, мечтающий влюбиться. Вернее, насоздавать себе проблем, а потом их разруливать. Всё как у людей. Невероятно светлый фильм Анны Меликян, финал которого обязательно заставит проронить слезу. Солёную. Как море.

9. «Аир» (Польша, 2009)

Марта (Кристина Янда) живёт с пожилым мужем-доктором в захолустном городишке на берегу реки (режиссёр — Анджей Вайда). Кажется, жизнь идёт к закату: самое интересное позади, светлые дни окончены, уже не случится ничего интересного. Все «любови» прошли. А потом она встречает молодого парня Богуса (Павел Шайда). И влюбляется до потери пульса.

10. «Остров проклятых» (США, 2010)

Тэдди Дэниэлс (Леонардо Ди Каприо) и Чак Оул (Марк Руффало) приезжают на остров, чтобы расследовать загадочное исчезновение пациентки психиатрической лечебницы. Подозрительно там примерно всё: поведение персонала, заученные фразы, физическая невозможность сбежать. Как в тумане: логика, поступки и мотивы. О финале фильма в своё время не спорил только ленивый: строились догадки о том, кто это подстроил, звучали рассуждения разного толка, повально писались тексты «для тех, кто ничего не понял». Кстати, с 14 августа картина Мартина Скорсезе выходит в повторный прокат. Это ли не повод попытаться разгадать фильм-шараду ещё раз? И ещё раз. И, вероятно, ещё.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: