Премьера первой части франшизы «Шрек» состоялась 20 лет назад. Проект принес успех молодой студии DreamWorks Animation, но, что важнее, сделал огромного зеленого огра частью мировой поп-культуры. Дмитрий Елагин рассказывает, как создатели фильмов сделали детскую анимацию семейной и открыли дорогу квир-персонажам и феминизму в большом кино.

Против традиций

Кто-то читает книгу со сказкой о прекрасной принцессе, которую родители заточили в замок. И вот она ждет милого принца, который убьет дракона и разрушит ее проклятие поцелуем любви. «Ха-ха, поверил. Ну и бредятина» — с этими словами огр Шрек вырывает страницу из книги и подтирается ей же. «Шрек» (2001) — это проект студии DreamWorks Animation, на который не ставили главы студии, и в который не верили его создатели. Но именно он стал главным хитом компании и популярен с момента выпуска: после трех продолжений жизнь персонажей продлилась в множестве мемов. А это значит, что фильм 20-летней давности находит отклик в сердцах нового поколения.

«Шрек» вышел в 2001 году, но несет в себе бунтарский дух 90-х. Близкий по настроению анимационный проект — «Симпсоны» (1989-…), где авторы издевались над ангельским образом американской семьи, которые выводили ситкомы. «Женаты и с детьми» (наши «Счастливы вместе»), «Все любят Рэймонда» (наши «Воронины»), «Фрейзер» следовали за политикой американских президентов, которые ставили семью превыше всего. Реакцией на это стали злые «Симпсоны» — «Шрек» ответ корпорации Disney. Студию DreamWorks Animation основали Стивен Спилберг, музыкальный продюсер Дэвид Гиффен и бывший исполнительный директор Disney Джеффри Катценберг (он же продюсер «Шрека»), который поссорился из-за должности с директором Disney Майклом Айснером. 

Сначала в качестве мести DreamWorks создали «Муравей Антц» (1998), опередив очень похожий проект Disney «Приключения Флика» (1998; оригинальное название «Жизнь жуков» / «Bug’s Life»). Но главной местью стал «Шрек», который разорвал многие каноны, на которых Уолт Дисней построил свои мультфильмы. 

В качестве основы для сценариев Дисней часто использовал традиционные европейские сказки, которые создали для нравоучений — не бери вещи от незнакомцев. Поэтому диснеевская «Белоснежка» (1938) начинается и заканчивается с кадрами книги — Шрек же вырывает страницу и подтирается ей. Его создатели переворачивают канон сказки: вместо принца — огр, осел заменяет белого скакуна, народ представлен тупыми крестьянами, король — карлик, дракон — женского пола, а хрупкая принцесса может постоять за себя в драке, ест крыс и рыгает. Так авторы разрушают стереотипы, которые родились вокруг сказок, чтобы создать новую.

Кино для всех возрастов

До «Шрека» анимационное кино создавалось либо для детской аудитории, либо для взрослой (например, фильмы Ральфа Бакши). Из всего каталога Disney с 1937 года по 2001 только «Горбун из Нотр-Дама» (1996) был направлен на аудиторию старше 14 лет. Авторы «Горбуна» экранизировал готический роман Виктора Гюго, показали жестокость народа, жестокость страсти, но важнее всего, они впервые изобразили человека со всей палитрой чувств. Готический роман — простой путь для создания реалистичного портрета личности, «Шрек» выстроен на другом, более сложном материале. Он использует типичные для сказок мотивы, но привносит во все дух карнавала.

С точки зрения музыкального сопровождения, создатели «Шрека» продолжают традиции Уолта Диснея с обязательными музыкальными номерами. Но они заменяют диснеевские оркестровки рок песнями от группы Smash Mouth, а в центр произведения ставят современную балладу «Hallelujah», которую исполнил певец и открытый гей Руфус Уэйнрайт. Вслед за музыкой свободу обрела и речь — так Фиона сначала говорит возвышенной, поэтической речью, повторяет заученные фразы, а потом дает советы, как «отшить помягче». Создатели «Шрека» позволяют себе все то, что запрещал Дисней: они намекают на эрекцию у лорда Фаркуада при виде изображения Фионы, о его половом органе шутит Шрек, Осел мочится на костер, а Пиноккио носит стринги. Если традиционная сказка — это свод правил, то «Шрек» — это свобода, витальность. Она позволяет взглянуть на вещи, и увидеть их суть. Поэтому Осел при встрече с Шреком не называет его монстром и не пугается. Он свободен от предрассудков, от них же предлагают освободиться создатели «Шрека».

Самопознание

Классическая сказка мыслит типажами, у её героев нет психологии, ими повелевают простые желания и чувства. «Шрек» — человечное кино, где путь к возлюбленной оказывается путешествием к принятию себя, к освобождению от одиночества. Одиночество не было знакомо людям доиндустриальной эпохи, новый человек одинок всегда. Поэтому если классические сказки возвышенно говорят о вечном, то вместе с этим «Шрек» репрезентирует современные проблемы.

Хотя фильмы названы именем огра, линия Фионы важна в той же степени. Disney породил культ принцесс, образцов феминности, ждущих помощи от принца. Серия картин «Шрек» разрушает образ принцессы, за которым следовали многие девочки. Фиона стала примером женщины, которая может спасти себя и мужа, воспитать детей и создать прекрасную семью.

Любовь остается ингредиентом счастья в «Шреке», но авторы меняют важный ее аспект. В Disney отношения с возлюбленным герои всегда ставили выше дружбы, в то время как Шрека меняет Осел, пробивший стену одиночества огра. Оказывается, что магическими свойствами обладает не только «любовь-отношения», но и «любовь-дружба». Disney придет к этому спустя 12 лет в фильме «Ледяное сердце». Поэтому «Шрек» открыл путь феминизму в кино, сломал старые каноны сказок и предложил другой взгляд на канонических «злодеев». 

«Красотка днем, в ночи урод, и так за годом в год, пока поцелуй любви вид истинный вернет» — это заклятие Фионы, которая оказывается огром. В первой части зритель ещё не знал, что ее отец Гарри — жаба, которую полюбила королева Лиллиан. В серии фильмах «Шрек» все являются не теми, кем кажутся, все хотят вырваться из предписанных им образов. Самое долгое путешествие у Шрека: он сначала не может поверить, что его кто-то полюбит, потом не принимает огра в себе, а потом боится стать отцом. Подобного внутреннего, взрослого путешествия невозможно представить в классических работах Disney, а создатели «Шрека» заставляют всех героев взглянуть в зеркало и принять реальных себя. Это принесет счастье, ведь порой реальный враг — это ты сам. «Каждый из вас сам себе ставит преграды» — об этом говорит Арти в третьей части.

 

«Шрек» — не только личная история, но и общественная. Так в первой части путешествие огра начинается из-за того, что лорд Фаркуад (чье лицо подозрительно напоминает лицо директора Disney Майкла Айснера) решает выселить всех магических существ из королевства. Создатели «Шрека» опередили тренды на 15 лет вперед, так как раскритиковали американское общество расизма и показали силу культурного разнообразия (англ. термин «cultural diversity»). Осла озвучивает афроамериканец Эдди Мэрфи, Кота в сапогах — Антонио Бандерас, Три поросенка говорят с немецким акцентом и так далее. Когда молодожены во второй части приезжают в Тридевятое царство, аналог Лос-Анджелеса, они видят везде магических существ. Борьба за разнообразие — еще один укол в сторону традиционного Disney, где на момент 2001 года только Алладин, Покахонтас и Мулан представляли другие расы.

Заключение

«Шрек» открыл двери анимационному кино для взрослых и детей. Чтобы разрушить созданные Уолтом Диснеем традиции, его авторы использовали приемы карнавальной средневековой культуры: все, что было запрещено, они разрешили. Это позволило создать персонажей со сложной психологией, воплотить на экране героев и меньшинства, которые до этого существовали только во взрослом кино. Феминизм, квир, пошлый юмор — все это серия «Шрек» привнесла в мировую анимацию. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: