В прокат вышел долгожданный блокбастер Дени Вильнева ​​​​​​​​«Дюна» по одноименному роману. Премьера прошла на Венецианском фествале, над фильмом работали звезды индустрии (композитор — Дени Вильнев, в главной роли Тимоти Шаламе). Дмитрий Елагин рассказывает, на какие великие произведения ​​​​«Дюна» похожа, и почему она станет главной франшизой десятилетия.

Кратко:

«Дюна» — амбициозное начало большой франшизы под руководством оскароского номинанта Дени Вильнева. «Дюну» нельзя назвать ненужным «филлером» («Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1»), фильм скорее напоминает первый эпизод «Звездных войн», где Энакин Скайуокер начинает свой большой путь.

 

Подробно:

Он подросток, сын княжеского рода Атрейдесов, а ещё избранный: во снах видит будущее. Родные и близкие зовут его Полом (Тимоти Шаламе), а ждущие пришествия мессии Муад’Дибом. «Дюна» — роман, ждавший правильного времени для экранизации. Джордж Лукас должен был снять «Звездные войны», Джеймс Кэмерон показать силу компьютерной графики в «Аватаре», а канал HBO вернуть моду на средневековую культуру сериалом «Игра престолов». Без этих проектов «Дюна» не реализовалась бы во всей полноте, что и показывают предыдущие провальные экранизации. 

Политически «Дюна» напоминает «Игру престолов» и «Звездные войны»: есть несколько домов, подчинённых императору, которые борются за власть. Атрейдесы — белокожие люди дождливой планеты, которым император передает власть над песчаной планетой Арракис, где добываются ценнейшее во всем мире вещество специя. Специи позволяют совершать межпланетные путешествия, помогают видеть будущее, замедляют старение и так далее. Дому Атрейдесов противостоит злодейский дом Харконнен (предательства, интриги, убийства, рабство), который много лет угнетал местное население Арракиса — фременов, — ради добычи специй. Если Атрейдесы хотят сделать из Арракиса процветающую планету (как и планировали первопроходцы, пока не нашли специи), то Харконненов интересует только заработок и власть. 

Подобный конфликт интересов напоминает «Аватар», близкую для американцев и европейцев историю. В 21-ом веке США воевала на Ближнем Востоке ради ресурсов, насаждала демократию, а сотни лет назад главные европейские страны вырезали местное населения ради выгоды. Критику империализма снял Кэмерон в «Аватаре», где подчеркнул и экологическую тему. Поэтому может показаться, что в «Дюне» нет ничего оригинального, что это очень дорогой проект класса-А с режиссером-номинантом на «Оскар» Дени Вильневым («Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие»), великим кинокомпозитором Хансом Циммером и плеядой популярных актеров (Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Зендая, Ребекка Фергюсон и многие другие). Но не случайно в 1984 году Дэвид Линч («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв») экранизировал роман, что-то его привлекло в книге. Дэвид Линч — известный любитель трансцендентальной (то есть выходящей за пределы опытного познания) медитации, написавший об этом книгу «Поймать большую рыбу» (2006). Путь Пола — это духовное путешествие, осознание истинных ценностей, что напоминает рыцарские истории с инициацией мужчины. Подросток, не знавший ни любви, ни смерти, оказывается в гуще политической резни за власть, которая его совсем не волнует. Он наследует идею отца Лето (Оскар Айзек) о сотрудничестве вместо угнетения, а статус «избранного» помогает ему присоединиться к верующим в пришествие мессии фременам. Это напомниает об Энакине Скайуокере: «Звездные войны» были сосредоточены вокруг власти и семейной истории.В «Дюне» так же есть семейная линия, но вместо политики преобладает религия. Экранизация задается основополагающим вопросом: кто должен повести человечество вперед и какими качествами обладать? Это выделяет «Дюну» среди мелодраматичных подростовых произведений и политических книг для старшего поколения. К сожалению, первый фильм — это 2,5-часовая завязка огромной истории, где большая часть узлов только начинает затягиваться. Поэтому остается ждать дальше, поскольку этот голливудский блокбастер не совершил ошибок предшественников, не стал переделывать роман.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: