На юго-востоке Москвы появилось новое гастрономическое пространство. Фудмолл «Привоз» – это помещение площадью 12 000 кв. метров, которое объединяет корнеры с едой, рынок, площадку для проведения мероприятий, а 25 мая откроется и фитнес-центр. Мы отправились на новую локацию, изучили пространство изнутри и пообщались с создателями о вкусной еде, романтике спальных районов и децентрализации.

Фудмолл – формат для Москвы далеко не новый. Все началось с масштабного обновления рынков в центре, которые превратились в модные места притяжения. Как правило, они объединяют под одной крышей лавки с продуктами и множество разных кафе – их называют «корнеры». На их фоне «Привоз» интересен по двум причинам: во-первых, создатели сознательно ушли из центра и запустили проект в районе Жулебино, за МКАДом. Во-вторых, помимо гастрономических радостей, в здании находятся фитнес-центр и зона для досуга. По сути, «Привоз» – это смелая попытка разнообразить жизнь в спальном районе, где точками притяжения обычно становятся парк, торговый центр и несколько баров.

Здание расположено в двух минутах ходьбы от метро. Найти его не сложно: большая вывеска с названием и стильный экстерьер из деревянных панелей и черного стекла выделяются на фоне постсоветского ландшафта. Сразу за входной дверью вас ждет зона завтрака: несколько точек с кофе и десертами, большой корнер с выпечкой. Двигаясь дальше, можно описать дугу по разным ресторанам, миновать сцену и выйти на рынок, где в лавках торгуют овощами, фруктами, сырами, рыбой и мясом.

Внутреннее пространство организовано необычно: несмотря на огромную площадь, фудмолл разделен на небольшие уютные зоны. На втором ярусе находятся столики: если нет желания сидеть внизу, можно подняться над суетой и пообедать с видом на рынок и корнеры. Их количество будет расти, но уже сейчас выбор внушительный: представлены грузинская, средиземноморская, вайнахская, итальянская, вьетнамская и китайская кухни, есть необычные радости вроде турецкого кофе, сваренного на песке, или жареного мороженого.

Чтобы узнать о том, как появился проект и почему создатели выбрали такую удаленную локацию, мы поговорили с Максимом Берковичем, директором по маркетингу:

Как давно пришла идея открыть фудмолл и сколько времени ушло от задумки до реализации?

Идея появилась два года назад и мы должны были открыться еще до пандемии. Но она скорректировала наши планы, потому что строителям нельзя было работать, никто не понимал, какие риски. Мы выждали это время и запустились, как только ситуация стала более-менее понятной.

Что было первостепенным – здание или сама идея открыть фудмолл далеко от центра?

Это изначально задумывалось как история с децентрализацией огромного мегаполиса. Было несколько районов на примете, из них выбрали Жулебино. Здание мы построили самостоятельно, оно современное и красивое. В Жулебино мало подобного, а мы дали людям то, чего они хотят, но за чем приходилось ездить в центр. Жулебино – прекрасный район, хотя некоторые зачем-то говорят, что он «спальный». Нет, как раз такое и нужно, такого здесь не хватает.

Как давно в Москве появилась идея децентрализации? Она набирает обороты, или это местечковое явление?

Нет, это далеко не единственный пример. Думаю, тренд на децентрализацию появился в Москве примерно лет 5-7 назад. Насколько я помню, все начали о ней говорить, потом перешли от слов к делу и стали реализовывать проекты. Это и образование, и фуд-моллы, и офисы, и места развлечений, и даже  фестивали – вот, в парках Царицыно, Коломенское − это далеко не центр. Старые кинотеатры сейчас модернизируют и открывают в спальных районах, и разные другие точки притяжения появляются, не говоря уже о постоянном расширении жилой застройки. Если говорить о фудмоллах, сначала их открывали в центре, затем они стали разрастаться. Все понимают, что их будет больше – наверное, скоро в каждом спальном районе будет такой. И это очень хорошее дело для локальной среды.

Сейчас мы привыкли, что точка притяжения в спальном районе – это, как правило, торговый центр. Насколько было рискованно отойти от этой модели, и ждет ли нас в будущем большее разнообразие развлечений в районах?

Это очень важный вопрос. Все, кто связан с этой сферой, давно об этом думают. И люди в районах это замечают: вот человеку 25 лет, и все 25 лет он видит один и тот же торговый центр. Я думаю, что произойдет постепенная трансформация этих локаций. Людям нужно что-то новое, потому что устаешь от одного и того же. Первое, что меняется – открываются фудмоллы. Не знаю, пойдет ли кто-то из торговых центров на это, но и им придется меняться. Будут добавляться новые интересные проекты в спальных и областных районах, потому что все этого хотят, а спрос рождает предложение. Главное – качественно это делать. Мы делаем качественно.

Какая основная целевая аудитория фудмолла?

Наша целевая аудитория – все, кто любит открывать для себя что-то новое, любит путешествия, новые культуры, новые места, новую еду. Это активный возраст, открытая жизненная позиция и стремление к разным свершениями. Мы постарались для того, чтобы людям у нас было интересно, чтобы тем, кто еще не нашел в себе гурмана, удалось его найти. Сейчас у нас могут прийти родители с детьми с утра, даже с крошечными детьми, с колясками. Купить что-то на завтрак, прогуляться, выпить кофе. Днем могут зайти на обед, а вечером начинается досуг. Сейчас начнутся каникулы, если кто-то не уедет – дети сюда будут приходить.

Чем вы руководствовались при отборе арендаторов? Вы хотели показать разнообразие, или ориентировались на ЦА?

Первое, что мы хотели – показать разнообразие всевозможных кухонь мира. Сегодня гости уже довольно искушены большим разнообразием общепита, и посещение кафе, ресторана или даже фудмоллла превращается для них в ещё один способ получения впечатлений. Поэтому формируя состав операторов, мы руководствовались задачей удовлетворить самые разные запросы. У нас нет ни одной повторяющейся концепции: есть вьетнамская, есть китайская, есть тайская кухня, есть греческая и другие. Ты приходишь, и у тебя есть выбор – выпить турецкий кофе, или классический, или модный раф, съесть на завтрак вафлю или Фо Бо. Мы хотели показать, что есть много вкусного и доступного прямо здесь, около дома.

В этом есть доля просветительской функции − познакомить людей с разными кухнями?

Да, все современные общественные пространства должны нести какие-то социально значимые функции: в обществе огромный запрос на обучение, развитие и поиск новой информации. Мы живем в эпоху интернета. Сейчас даже если ты что-то не пробовал, то хотя бы видел, слышал или читал. У нас есть несколько необычных кухонь – например, мы готовим прекрасное итальянское Fritto Mista – это средиземноморье в его лучших качествах. Так что частично мы хотим показать, как это может быть и должно быть.

Я думаю, многие зря говорят, что это спальный район. На самом деле, это круто, здесь больше уюта. Мы изначально сюда зашли с любовью. Мы любим еду, любим классные концепции, хотим их придерживаться, и любим людей, которые живут в этом районе. Мы понимаем, что здесь у нас будут постоянные посетители, которых мы будем знать в лицо, они будут узнавать повара, официанта, бариста, покупать любимые продукты у одни и тех же продавцов. Мы не про то, чтобы «сделать обложку» и запрыгнуть на волну интереса к фудмоллам, мы хотим и добавить наполнение, сделать районную семейную дружественную историю.

Кстати, как появилось название «Привоз», это отсылка к Одессе?

Мы понимаем, что «Привоз» все знают по фольклору: там рождались анекдоты, юмористы продвигали его в своих произведениях. Если посмотреть – что такое «Привоз»? Это место, куда привозили продукты. Там можно было купить все. Это скорее не отсылка к Одессе, это отсылка к духу места. Мы не забываем об этом прекрасном юморе, с любовью к нему относимся, все эти песни про «шаланды, полные кефали»… У нас была даже такая фраза – «Привезло Жулебино». И повезло, и привезло – мы приехали, привезлись, здесь теперь такое место будет. «Привоз» – это некий эпицентр вкусной разнообразной еды, куда все привозят и приезжают.

У фудмолла очень большая площадь – 12 000 кв.метров. Насколько сложно было ее освоить в плане дизайна и поиска арендаторов?

Мы долго работали над концепцией. Площадка профессионально зонирована, и поэтому нас нет проблем с наполненностью пространства.  У нас есть довольно уютная сцена, на которой можно провести и камерные мероприятия, и большие концерты. Плюс цветовое решение – все в темных тонах, грамотное освещение. Здесь много моментов, которые дают этот уют. К тому же фудмаркет большой, но у тебя могут быть любимые зоны. Большую часть занимает рынок, так что, выходя из фудмолла, ты проходишь по этим витринам, где находятся овощи, фрукты, рыба, мясо, соленья.

По поводу арендаторов – мы их отбирали самостоятельно, рассматривали концепции, посылали заявки. Здесь есть и сети ресторанов, а некоторые, как «Prime Beef», со старта от производителя мяса выросли в стейковые рестораны. Было сложно, потому что как только ты анонсируешь запуск, у тебя сразу поток арендаторов, и ты должен рассматривать все идеи, чтобы все рассчитали свои силы. В итоге все зашли, все в это поверили. Децентрализация играет роль: арендаторы понимают, что будет спрос, всегда будет клиент.

Чем ваш фудмолл отличается от других?

Он самый большой по площади и самый вкусный. Так все говорят, да? У нас есть  индивидуальность, несмотря на то, что все устроены по похожей схеме. У нас реально большой рынок, немногие могут похвастаться таким выбором. Тут своя романтика. И название у нас классное, всем нравится, а мы стараемся его светски обыгрывать. А еще мы дог френдли. Кроме того, мы находимся в том районе, где гости будут приходить к тебе постоянно: это обязывает всех нас стремиться к совершенству, потому что мы находится внутри жилого массива с устоявшимися привычками, скажем так. Нам важно подружиться.

Сейчас мы стали локальной точкой притяжения, видим фидбек посетителей – кто-то с юмором, мол «приехали в Жулебино, тестим новое местечко», кто-то пишет, что теперь не надо ехать в центр, чтобы вкусно поужинать, кому-то нравится продуктовый рынок. Понятное дело, мы видим шероховатости, которые всегда есть на старте, но тут надо делать, как в Англии строят дороги: смотреть, где протоптана тропинка − там класть асфальт. Мы придерживаемся того, что будем слушать посетителей и улучшать место, насколько это возможно.

Назовите три ваших любимых ресторана здесь

У меня здесь нет нелюбимых. По моим вкусам – точно Италия, пиццерия Буратта отличная. Я фанат итальянской кухни, и если французская более сложная и изысканная, то итальянская – простая, но очень вкусная. А в Италии как раз большой выбор пицц, меню еще дорабатывают. Я люблю морепродукты – из них есть «Рыба кит» и «Креветочка». Сладости не отнесем к любимым, но я обожаю сладкое, все пробую всегда. Ну и стейки. Есть два стейковых заведения, это «Prime Beef», они держат культуру на уровне и действительно любят эту историю, и «АSSА Food», у них все халяльное. Мне очень понравилось, что они аутентичную вайнахскую кухню преподносят в модном исполнении, даже делают бургеры. И последнее, что мне очень понравилось – «Мука». Скоро откроется японская кухня, и Том Ям заработал недавно.

Фудмолл «Привоз» можно найти в ВК, Instagram и Facebook, а приехать – по адресу Авиаконструктора Миля, 5/1 (м. Жулебино).