Музыку этих исполнителей вы не услышите в ротации редиостанций и телеканалов. Их не приглашали на «Вечернего Урганта». У них не брал интервью Юрий Дудь. С таким диагнозом — только прозябать в неизвестности, но у музыкантов десятки и даже сотни тысяч поклонников. Их обсуждают уже далеко за пределами России и СНГ. И именно они стали феноменами 2018 года в музыкальным мире.

Псой Короленко

Андеграундный автор и исполнитель, филолог и перформер Псой Короленко стал широко известен в 2010 году со своей экзистенциальной музыкальной новеллой «Остров, где всё есть». Видео стало вирусным. Его посмотрели свыше миллиона человек. Вы наверняка видели и слышали этого одиозного и обаятельного дядечку. Возможно кто-то присылал вам его трек в личку с припиской: «Посмотри! Это же полный вынос мозга!»

Псой моментально оброс большим числом фанатов. В 2012-м, в погоне за рейтингом телевизионщики пригласили Псоя на «Минуту славы». К сожалению, с прогремевшим «Островом». Но минута славы у этой песни уже случилась. А другие хиты Псоя, включая «Шлягер века», оставались в основном в поле внимания поклонников.

Популярность Короленко постепенно стагнировала. Пока в декабре 2018 года музыкальный мир не потрясло известие, в которое многие до сих пор отказываются верить: проект Yiddish Glory, солистом которого выступил Псой Короленко, номинировали на самую авторитетную мировую музыкальную премию Grammy с альбомом «The Lost Songs Of World War II».

И вот вы уже можете лицезреть того самого странного дядечку, над которым некогда потешалось большинство, в эфирах мировых радиостанций и телеканалов с часовыми сольными концертами-интервью.

Следить за новостями и анонсами выступлений Псоя Короленко вы можете в его паблике Вконтакте.

DaKooka

Эту молодую украинскую певицу вы наверняка слышали. Даже если впервые видите ее имя. Три года назад ее песня «Умри, если меня не любишь» стала хитом социальных сетей. Возможно, вы даже знаете не оригинал, а чей-то кавер на эту песню. Ее перепевали все, кто только мог. А авторство приписывали множеству других певиц — от Земфиры до Регины Спектор, Марии Чайковской и Алины Орловой. 

И здесь телевизионные продюсеры не могли пропусть стихийный интерес к новому музыкальному явлению. И в 2017 году ее позвали в украинское шоу «Голос» в качестве некой загадочной героини под именем Kateryna, скрывающей свое лицо вуалью. Эту вуаль она драматически снимает во время своего последнего выступления в рамках шоу.

К 2018-му DaKooka уже успела собрать и распустить собственный бенд, выпустить несколько альбомов и синглов, в том числе англоязычных. По заказу она написала песню для рекламы голландских электроприборов. А в 2018-м начала выпускать концептуальные клипы один за другим. Последней такой работой стало видео на трек «Пятнышко».

Казалось бы, лиричная и уместно наивная поп-музыка — формат далеко не андеграундный. Но DaKooka приправляет его нестыдным драм-н-бейсом, рейвом и электронными обравлениями. Так она оказалась вне форматов. Что не помешало ей с огромной скоростью привлекать новую аудиторию. Причем настолько многочисленную, что известность певицы уже нельзя было игнорировать не только на Украине, но и в России. В одном из выпусков «12 злобных зрителей» клип на песню «Герой» практически единодушно был объявлен лучшим.

Следить за новостями и анонсами выступлений DaKooka вы можете в ее паблике Вконтакте.

Shortparis

У экспериментального авант-поп коллектива из Санкт-Петербурга, который с первого дня позицинирует себя в оппозиции к современной музыкальной сцене, славы не случилось за один день. Но они последовательно вербовали свою аудиторию декадентским и упадническим звучанием. Первым заметным высказыванием ребят стало исполнение на питерской крыше трека «Requiem» на фоне церковных куполов.

Группа подкупала интровертным, воспаленным и уставшим от жизни исполнением, сильными текстами на разных языках, поэтическими образами бесцельного и потерянного существования человека на земле. Все это нашло выражение в клипе «Amsterdam», после просмотра которого часть людей обвиняла музыкантов в моральном распаде, а часть — влюблялась в них раз и навсегда. Последних оказалось большинство. И интерес к коллективу стабильно рос день ото дня.

Повышало ажиотаж и решение исполнителей не просто исполнять свою музыку со сцены, а превращать каждое выступление в театрализованный перформанс. Ставя под сомнение систему клубных концертов, Shortparis активно отдают предпочтение неподготовленным площадкам и самым неожиданным для андеграундной музыки местам. Так в 2016 году они превратили дежурное дефиле Fashion Week в полноценный спектакль.

В 2018-м коллектив записал одну из песен для фильма «Лето» Кирилла Серебренникова и принял участие в Дягилевском фестивале по приглашению дирижера Теодора Курентзиса. Под конец года группа выпустила релиз с названием «Страшно». Участникам, которых после клипа «Amsterdam» обвиняли в сексуальной развращенности, на этот раз приписали исламизм и пропаганду «антифа». И это неудивительно: Shortparis выводят субкультурную музыку обратно в лоно острого современного искусства. Каждый их трек — манифест. Их образы, смыслы, метафоры и эвфемизмы взрывают все социальные скрепы и нормы, проверяют их на прочность. Разгадкам скрытых подтекстов их лирики и поэтики уже посвящают долгие обзоры на youtube. Творчество группы проанализировали в статье «Shortparis: эстетика парадокса». А англоязычная критика уже сравнивает музыкантов с «Поп-механикой» Курехина и отмечает смелость, эротизм, девиантность и революционный потенциал коллектива.

Так «Страшно» стал не только самым громким треком конца 2018 года, но и гимном целого поколения, сродни культовой песни «Перемен» Виктора Цоя.

Следить за новостями и анонсами выступлений Shortparis вы можете в их паблике Вконтакте.

Все трое исполнителей стали сенсациями не благодаря одному хиту. Они — не модные однодневки, а музыканты, которые последовательно били в одну точку, обосновывая и заставляя считаться со своей индивидуальностью. Поэтому, если в вашем плейлисте кого-то из них еще нет, рекомендуем это исправить. У них есть все шансы стать новыми лидерами музыкальной индустрии. А возможно и вцелом символами и героями нашего времени.