Евровидение — конкурс, который никто не смотрит, но все обсуждают. В этом году он проходит в Израиле. Россию представит Сергей Лазарев, у которого есть все шансы привезти на следующий год конкурс в Россию. Пока интрига сохраняется, но уже скоро всё разрешится. Полуфиналы пройдут 14 и 16 мая, а 18 мая зрителей ждет финал. Меньше двух недель осталось до старта конкурса. А уже через три недели все споры и волнения станут историей.

Редакция «Вашего досуга» рассказывает о самых интересных участниках и их песнях, которыми запомнится Евровидение 2019.

Темная лошадка

Каждый год на Евровидении есть участник, который может как стать победителем, так и не дойти до финала. В этом году это коллектив из Исландии под названием HATARI. Сами участники определяют себя дословно как «БДСМ анти-капиталистическая анти-истеблишментная техно-антиутопическая гомо-эротическая демоническая бондаж-садо-мазо Icepop танцевальная арт-группа». Иногда сокращенно представляются вовсе «мультимедийным проектом».

Их песня-манифест носит название «Ненависть восторжествует». Для арт-коллектива формат развлекательного телеконкурса выглядит приземляющим, но HATARI учли это, выбрав песню, активно спекулирующую и торгующую поп-эстетикой. А между тем, текстом коллектив постулирует, что Европа рухнет, жизнь бессмыслена, похмелье бесконечно, пустота захватит нас всех, и, собственно, ненависть восторжествует. Во многом их позиция в финале будет определяться тем, насколько серьезно европейский зритель примет послание.


Неожиданно хорошо

Традиционно на Евровидении есть песни, которые как будто «слишком хороши» для формата конкурса. Они не занимают высоких мест, но остаются в плейлистах. Такую судьбу рискует повторить дуэт из Словении, состоящий из певицы Залы Краль и мультиинструменталиста и автора песен Гашпера Шантла.

В их песне под названием «Себе» есть все, чтобы приковывать внимание, — стильный саунд, нарочитый отказ от дешевой эффектности, повторяющихся рефренов с модуляциями, отказ от английского в пользу родного национального языка. В палитре всех претедентов на победу они выглядят скучновато, но в этой скуке благородства и шарма куда больше, чем в самой зрелищной завлекалочке.


Предсказуемо плохо

Во многом достижение Словении заключается еще и в том, что будучи небогатой и не самой опытной в телепроизводстве страной, они не пытаются бросать пыль в глаза, а отталкиваются от самобытности. Этому стоило поучиться в первую очередь республике Беларусь, которая в 2019 году вдруг вспомнила об успехе молодой Бритни Спирс и решила отправить на конкурс ее бюджетную и провинциальную копию под псевдонимом ЗЕНА. Получилось предсказуемо плохо. И предсказуемо для плохой песни одним из ее авторов является Виктор Дробыш.

Похожие сложности в этом году подстерегли и Молдову. Хотели сделать европейскую балладу, а сделали пошлую песню, как будто переносящую слушателей обратно в 90-е. Как пошутили в комментариях, возможно лучше было бы вообще ничего не отправлять, чем такую песню. Хотя может и не пошутили.


Мимишненько

По пути милоты, хипстерства и обаяния молодости пошла Чехия. В этом году они выбрали инди-поп-группу под названием «Lake Malawi», которая рассказывает неприхотливую историю о подростковой влюбленности в соседку. Получилась эдакая сладенькая и блаженная версия группы The Killers, которая словно воплощает собой слоган дешевого супермаркета: «Просто. Рядом. По-соседски». Важно, что на Евровидении простота и наивность — в цене, поэтому у коллектива есть все шансы оказаться очень высоко.


Не украли, а вдохновились

Совсем иным путем пошла Мальта. У 18-летней участницы Микелы Пач есть всё, что нужно для высокого места — песня, которая подходит голосу и неожиданный, запоминающий припев. Смущает одно — эстетика для видеоряда и стилистика песни вдохновлены суперхитом певицы Jane «Come». Но откровенного плагиата нет. Только в сравнении с Jane Микела смотрится и звучит гораздо хуже.

Куда более нескромно вдохновилась исполнительница из Армении — Србуи Саргсян. Она просто решила исполнить на конкурсе беспроигрышное и выбрала песню в духе и стиле одной из самых популярных групп планеты — Imagine Dragons. Опять же никакого плагиата. Просто такое время, одним воздухом дышим.


Национально

Национальный колорит и использование народного стиля всегда обогащало Евровидение. Но в этом году не задалось. Так, участник из Грузии Ото Немсадзе вроде бы и поет на национальном языке, драматично призывает раненного продолжать идти. В песне чувствуется трагизм и боль, но возникают две проблемы. Первая — стоит ли такую боль упаковывать в формат развлекательного телешоу? Вторая — боль и страдания так захлестывают певца эмоциями, что они совершенно не передаются публике. Скорее испытываешь неловкость за исполнителя, чем сопереживаешь ему. Да и вокал от накала драматизма страдает, хотя найти в Грузии плохо поющего человека — уже достижение.

Совсем с другими проблемами столкнулся ансамбль Tulia из Польши. Когда выпустили официальный клип, казалось, что вот оно — народность, упакованная в пессимистичный, декадантский и устрашающий сеттинг. Однако, когда в сети появилось видео живого исполнения, черно-белая поэтика развеялась, и от атмосферы не осталось и следа. Если коллективу удастся в финальном номере воспроизвести эстетику клипа, они могут быть высоко. Но если ставка будет сделана на одну только народность, то о финале можно будет забыть.


Уверенно и стабильно

Чаще всего случаются на Евровидении очень ровные песни, у которых есть все характеристики еврохита, но которым не хватает харизмы и живости. Как будто кто-то приготовил по рецепту весьма распространненое блюдо. Вкусно, но не запоминается. Похожим образом в этом году устроена песня «Правда» исполнителя от Азербайджана — Чингиза. Название излишне пафосное, но звучит все очень сдержанно и взвешенно. Остается надеяться, что сценическое оформление обойдется без фейрверков, петард и вспышек пламени, а огонь все-таки удастся пронести в исполнение песни.

Похожая ситуация случилась из с певцом Юриюсом Векленко украино-литовского происхождения, который в этом году представляет Литву. В исполнении слышится хорошее музыкальное образование, песня очень подходит яркому тембру. Все очень выверенно и четко. И вроде бы жюри должны это оценить, но есть опасения, что усилиями голосования телезрителей песня зависнет в середине турнирной таблицы.

Замыкает тройку «стабильных» исполнителей участница из Австрии под псевдонимом PAENDA. Очень нежная, хрупкая песня, исполненная с чувством и уверенным владением голосом, многим напомнит лучшие годы Наташи Сент-Пьер. Но вряд ли это обстоятельство позволит певице задержаться в лидерах.


Не в этот раз

Одной из самых интересных стран на конкурсе является Бельгия. Пока все лезут из кожи вон, прыгают, скачут и поджигают фаеры, Бельгия присылает очень молодых ребят с очень умными глазами. Так было с магнетической Blanche. Так было с невероятно крутым Loïc Nottet. Оба, к слову, оказались высоко. Во время исполнения они не прятали живого волнения. Напротив, использовали его для сопереживания зрителей и добавления драматургических красок песням. По похожей моделе действует и участник этого года Элиот Вассамийе. Тот же умный взгляд, то же волнение. Но только песня сильно хуже предыдущих лет.


Весело и задорно

Развлекать и будоражить аудиторию решила Норвегия. Группа KEiiNO — дитя норвежско-саамско-финской любви. И если два исполнителя поют скучную и малоинтересную песню, то третий превращает происходящее в комичный номер. Кажется, что он просто случайно оказался на сцене и дождался своей очереди в хмельном караоке. А между тем, в треке у него даже есть полноценное соло.

Совсем не ставила на комизм исполнительница из Австралии (да-да, с недавних пор Австралия тоже участвует в Евровидении, вспомнив свое колониальное прошлое) Кейт Миллер-Хайдки, которая в очередной для Евровидения раз захотела поженить эстраду и оперу и залезла на гигансткую юбку. Подвох именно в этой юбке и оказался. Когда исполнительница в припеве начала выводить игривые мелизмы, пользователи интернета задались вопросом, а не щекочет ли кто-то в этот момент солистку под этой юбкой? К сожалению, как только эта мысль приходит в голову, всерьез смотреть выступление Австралии уже не получается.

Не столько на веселость, сколько на задор поставила Швейцария. Их исполнитель Лука Хенни находится на третьем месте у букмекеров. Он — музыкант. Он же — танцовщик. Он же — модель. Он же — певец. Чем-то напоминает мини-версию Егора Крида, только куда живее, обаятельнее и менее пафосно.


Банально

Есть у Евровидения и свой собственный формат. Из года в год его воспроизводят в надежде оказаться победителем, и регулярно один из представителей этого жанра оказывается на певрой строчке итоговой таблицы. По протоптанной дорожке в этом году пошла певица грузинского происхождения Тамта Годуадзе, представляющая Кипр. Скорее всего песня окажется очень высоко. С этим просто нужно смириться. И надо признать, песня Тамты — далеко не самое худшее, что оказывалось высоко, экплуатируя страсть европейских телезрителей к зажигательным ритмам.


Что это было?

Другим фирменным атрибутом Евровидения являются фрики. Этот год не станет исключением — есть и спекулирующие на гендерной флюидности участники, и откровенный трэш с ангельскими крыльями. Особняком же стоит представитель Португалии под псевдонимом Конан Осирис. Многим кажется, что исполнитель, движущийся так, словно у него эпилептический припадок, не может попасть ни в одну ноту. На самом же деле Осирис активно заигрывает с экзотическими стилями фаду, кизомбу, кудуро, фунаны и даже бочаты, пытаясь поженить их с хип-хопом. Получилось нечто, напоминающее восточную версию Björk и Sigur Rós, если бы их треки переработали Evanescence.

Глядя на выступление, сложно поверить, что исполнитель размышляет о том, что случится, если он сломает мобильник? Умрет ли тоска? Или все-таки в конце умрет он сам? Есть и замечательная строчка: «Стукачество еще никогда никого не рождало».


Для футбольных фанатов

В 2012 году украинка Gaitana с песней «Be my guest» опробовала формат футбольного хита на Евровидении. Высокое место ей занять не удалось, но на многих европейских стадионах ее песня звучит до сих пор для разогрева фанатов. Видимо эта слава не давала покоя испанскому участнику Мики Нуньесу, чья песня с постоянно повторяющимися фразами хорошо подходит для разогрева толпы, но очень плохо для вокального конкурса.


Ожидание vs реальность

Каждый год на Евровидении есть фаворит, который лидируют в опросах, рейтингах букмекеров, а потом не выходит даже в финал. В этом году подобные риски есть у участника из Нидерландов. У него уже несколько миллионов просмотров на YouTube, хотя многие убеждены, что это из-за того, что в клипе он полностью обнажен. Тем не менее, песня неплоха, исполнение ровное — есть все шансы на тройку лидеров. Но стоит немного ошибиться с номером или просесть в исполнении, как можно покупать билет домой еще до финала.


Главная интрига

По большому счету интриги в этом году никакой не было. Едва итальянец по имени Махмуд выложил свой трек в интернет, как его посмотрели десятки миллионов (!) людей по всему миру. Трек уже возглавляет многие европейские чарты. Здесь и полюбившаяся населению планеты эстетика хип-хопа, и харизматичный вокал, и стильная песня, и даже социальные проблемы затрагиваются крайне тактично. Примечательно, что с этой песней Махмуд выиграл национальный конкурс Сан-Ремо. Для тех, кто помнит этот конкурс по таким именам, как Тото Кутуньо, это стало большой неожиданностью. И, казалось бы, вопрос с победителем решен. Если бы не одно но.

Зовут «Одно но» Сергей Лазарев. Откровенно говоря, его песня сильно уступает Махмуду, но есть две важные особенности. Первая — на Евровидении Сергея помнят хорошо. Многие считают, что он обделен победой. Напомним, что именно ему зрители отдали большинство голосов в 2016-м. И сейчас у многих фанатов конкурса, которые активно голосуют по всей Европе, может возникнуть желание отдать ему должное. Похожий сценарий был с Димой Биланом. Похоже мы Евровидение не выигрываем, а берем измором.

Но есть и другая особенность песни этого года — холодный рассчет на жюри. В 2016 году Сергей вложился в номер. Песня его была, мягко говоря, чудовищной. Но на сцене он и лазил по отвесной стене, и крутился в скринсейверах с windows, а в клипе даже пел из недр мангала — лишь бы произвести яркое впечатление на зрителей. Это и отвернуло от него жюри. Во многих странах к составам членов жюри относятся довольно строго. Редко у кого можно встретить столь некомпетентных людей вроде нашей Анастасии Стоцкой. Но в этом году Сергей решил жюри угодить. И впечатлить их опять же не столько песней, которая — далеко не шедевр, сколько исполнением. А с владением голосом и дыханием у певца оказался полный порядок. Он в отличной форме и имеет большое желание это продемонстрировать. Сергей гораздо увереннее и убедительнее Махмуда поет свою песню. Поэтому есть все основания полагать, что жюри окажется впечатлено, а зрители захотят «поддержать», и в итоге мы получим победу.

Интрига же интересна тем, что Евровидение — конкурс песни. И если победит все же Махмуд, это будет хорошая дань традиции. Но если выиграет Сергей, то это будет также важный прецедент, что даже десятки миллионов просмотров и лидерские позиции в чартах накануне конкурса еще ничего не гарантируют.

Статьи о Юлия Райнер