InnerVIEW — первая масштабная попытка взглянуть на современное искусство изнутри. В формате интервью-бесед ведущие театральные режиссеры, продюсеры, композиторы, менеджеры, кураторы, исполнители, музыканты, художники, драматурги и писатели делятся с шеф-редактором «Вашего Досуга» Inner Emigrant своими взглядами на профессию и размышлениями о происходящих тенденциях. Гостями уже были Максим Диденко, Кристоф Рок, Всеволод Лисовский, Ильдар Абдразаков, Томас Остермайер, Максим Виторган, Анатолий Васильев, Патрик де Бана, Владислав Наставшев, Виталий Полонский и Антониос Кутрупис, Жан-Даниэль Лорье, Мартин Жак, Филипп Григорьян, Марк Галеотти, FC Bergman, Стефан Брауншвейг, Шейла Мецнер, Анатолий БелыйФредерик Бегбедер и Борис Юхананов.

Двадцать первым героем стал британский певец, музыкант и композитор, который с детства был увлечен музыкой, несмотря на то, что в его семье музыкантов не было. Мать работала учительницей, а отец — летчиком. С седьмого класса школы мальчик изучал классическое фортепиано. А первые собственные песни начал писать в 13 лет. Впрочем, сам музыкант стеснялся этого и никому о своих сочинительских попытках не рассказывал — не видел в них ничего крутого. Сегодня он — один из самых популярных авторов исполнителей, собирающего на своих концертов десятки тысяч.

Том Оделл (ТО) рассказывает в интервью Inner Emigrant (IE) о своей роли в сериале, отношении к классической музыке, идеальной публике, а также делится воспоминаниями о концертах в России.

ОБ УЧАСТИИ В МИНИСЕРИАЛЕ «CHASING POEMS»

IE Том, вы приняли участие в сериале кофейной компании Julius Meinl «Chasing Poems». Вы любите кофе? Что вас привлекло в этой истории?

ТО Сколько себя помню, я все время исписывал блокноты и записные книжки стихами. Я обожаю литературу и поэзию. И, конечно, я люблю кофе. Поэтому мне понравилась мысль, что во Всемирный день поэзии вы можете прийти в кофейню и расплатиться за кофе собственным четверостишием. Сейчас в мире доминируют кино и сериалы, поэтому мне кажется важным привлекать внимание людей к литературе, к тому, чтобы создавать из своих мыслей и чувств текст. 

IE Как вы думаете, чему может научить эта история?

ТО Я не очень хорош как учитель. Но считаю, что поэзия – это прекрасный и несравнимый ни с чем другим вид искусства. Я рад участвовать в рекламной кампании, которая привлекает людей к поэзии, подталкивает их к тому, чтобы заниматься ею. В конце концов, писать стихи — хорошее занятие. Наверное, это самое важное. 

О СЕРИАЛАХ

IE А как вы относитесь к сериалам? Есть ли у вас любимые? Хотели бы вы, чтобы ваша музыка прозвучала в каком-то из них?

ТО Могу назвать любой?

IE Да.

ТО Ох… Что я смотрел в последнее время, чтобы мне понравилось… Мне нравится «Умерь свой энтузиазм».

IE А вы видели «Чернобыль»?

ТО Да, видел. Пока еще недосмотрел, я остановился где-то на половине. 

IE Нравится?

ТО Да, вполне неплохо. Очень здорово сделано, пока смотришь – не оторваться. Но это не мой любимый сериал. 

О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ

IE Сегодня человек существует в двух мирах: цифровом и реальном. Из-за этого музыка усложняется, аранжировки становятся более сложными, более электронными. Вы используете преимущественно фортепиано и голос. Как вам удается привлекать слушателей такой простотой?

ТО В принципе вы правы, но я тоже использую различные инструменты, в том числе в ударной секции, чтобы создать ритм. Я бы немного переформулировал ваши слова: наверное, я действительно использую чуть меньше электронной музыки, чем остальные артисты. А мой секрет, я думаю в том, что многим людям нравится слушать такую музыку. Слушать живой вокал и артиста, который аккомпанирует себе на фортепиано.

IE Кто на вас как музыканта повлиял больше всего?

ТО Будет очень банальным назвать Элтона Джона, но, наверное, он. Кроме музыки, мне нравятся его тексты. Вообще, в моем детстве было очень много музыки: Боб Дилан, Билли Джоэл, Джо Турэйно. Их правда много, всех не назовешь. 

ОБ ИДЕАЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ

IE Я был на вашем концерте в Москве, и он мне напомнил что-то между панк-концертом и концертом классической музыки. Какая часть ближе лично вам?

ТО Классической музыки? Никогда не задумывался об этом, интересно. Мне сложно сказать, что для меня важнее, я не думаю про музыку таким образом. Важно все целиком, мне трудно разделять что-то внутри своей музыки.

IE А как выглядит ваш идеальный концерт? Публика сидит в креслах или слэмится на танцполе?

TO Ха, наверное, все-таки танцпол. 

О СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

IE Вы пользуетесь социальными сетями? Читаете, как простые слушатели реагируют на вашу музыку?

ТО Да, конечно, я использую соцсети. Но не для того, чтобы анализировать то, что думают обо мне другие люди. Мне нравится, что благодаря соцсетям я могу узнать для себя что-то новое, какую-то новую музыку или что-то еще из рекомендаций. Или, например, анонсировать концерт. Я не провожу много времени в соцсетях, возможно я бы смог отказаться от них совсем. А потом снова вернуться (смеется). Это точно не самая важная часть моей жизни.

ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

IE С таким интересом к сочинению музыки, почему вы выбрали путь популярного артиста, а не, скажем, классического композитора?

ТО Ух, я очень польщен вашими сравнениями моей музыки с классической, но я так о себе не думаю. У меня нет такого образования и таланта, чтобы быть классическим композитором. К тому же, я люблю поп-музыку. Мне нравится музыка, которая обращается ко всем слушателям и каждый может ее слушать без особой подготовки. Это на самом деле большой вызов – сделать такую музыку.

IE Слушаете ли вы современную классическую музыку?

ТО Мне нравится Филипп Гласс, слушал его довольно много. Еще мне нравится пианист, забыл его имя… Людивико Эйнауди.

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАТАХ

IE Свой второй альбом вы выпустили на кассетах и виниле. Какой способ распространения музыки вам ближе? Что вы думаете о цифровизации контента?

ТО Я не думаю, что способ распространения так уж важен. По крайней мере мне неважно, как распространяется моя музыка.

IE А лично вам какой способ нравится больше всего? Как вы слушаете музыку?

ТО Лично я предпочитаю винил. 

О РОССИИ

IE Не могу не спросить вас про Россию. Несколько месяцев назад вы были у нас с концертом. Остались ли у вас какие-то воспоминания об этом?

ТО Да, я немного погулял по Москве, это было красиво. Правда совсем чуть-чуть, потому что было очень холодно. Потом мы поехали в Санкт-Петербург на поезде ­и это было здорово. Очень красивая природа. 

IE Видели какие-то достопримечательности? Возможно, вам что-то запомнилось?

ТО Да, в Санкт-Петербурге мне особенно запомнилась эта огромная галерея, забыл, к сожалению, как она называется…

IE Эрмитаж?

TO Да, наверное. Мне очень нравится русская история, особенно ее досоветский период. Я читал о белогвардейцах, не так много знаю про это время в целом, но мне это интересно. Хотя я немного знаю о России, было здорово оказаться там снова и увидеть эту страну своими глазами. 

О ФАНАТАХ

IE Ваши фанаты в России отличаются от поклонников из других стран, например, из Англии или США? Или быть фанатом Тома Оделла – это новый тип национальности?

ТО (смеется) Мне кажется, что музыка стирает границы между национальностями. Я часто слышу этот вопрос и, если говорить в целом, то нет, особой разницы между поклонниками я не вижу. Это здорово, что людей из разных культур может объединять музыка. Конечно, есть небольшие отличия, люди из англоязычных стран лучше понимают мои тексты, для них английский – родной язык. Но мне очень понравилось в России, я был поражен тем, насколько люди были добры ко мне. 

ОБ ИНТРОВЕРТНОСТИ

IE Вы кажетесь интровертом. Насколько вам тяжело выходить на сцену под крик толпы?

TO Хм, на самом деле не так уж и тяжело. Наверное, я даже не совсем согласен с тем, что я интроверт, по крайней мере мне нравится выходить на сцену и выступать. В чем-то возможно я интроверт, но выходить на сцену, при всех сложностях, мне нравится. 

IE А что вы чувствуете, когда ваш новый альбом выходит в сеть?

TO Как я себя чувствую? Сочинить, записать и выпустить альбом – это непросто с технической точки зрения. Я на нервах, когда выходит альбом, потому что была проделана большая работа, и вот альбом выходит. Но одновременно это и своеобразная разрядка после долгого и напряженного периода.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

IE Том, вы музыкант, который сделал себя сам. С точки зрения успешного артиста, начинающему музыканту нужно музыкальное образование? Или такое образование только уничтожает индивидуальность и лучше от него отказаться?

TO Музыкальное образование – это очень здорово, у многих великих музыкантов было музыкальное образование. Не думаю, что знание убивает креативность. Я считаю, что, когда у тебя есть знание, ты можешь отложить его чуть-чуть в сторону и начать создавать что-то. Я верю в это. Само по себе знание ничем тебе не вредит. Я не думаю, что нужно прямо обязательно учиться, чтобы стать великим музыкантом, есть множество примеров музыкантов без образования. Но знание может тебе помочь. 

О СЧАСТЬЕ

IE В ваших текстах много печали, отчуждения и меланхолии. Вы считаете себя счастливым человеком?

TO Считаю ли я себя счастливым? Счастье – это такое состояние… Я думаю, никто не может назвать себя абсолютно счастливым. Я бы сказал, что я оптимист. Я точно не пессимистичный циник. Вообще, циники – это люди, которые нравятся мне меньше всего. Я люблю веселиться, люблю мечтателей. Есть отличная фраза Оскара Уайльда о циниках: «Циник — это, человек, который всему знает цену и ничто не в состоянии оценить».