Одна из самых изящных и утонченных в прямом смысле слова выставок открылась в фонде In Artibus. На ней показываются гравюры знаменитого французского художника Жака Калло (1593–1635).

Зрителям специально выдают лупы. Только так можно по достоинству оценить эти редкие работы. Вместе с куратором выставки Еленой Руденко мы навели увеличительные стекла на произведения мастера и выяснили, что в них самое примечательное. 

Вот вещи, которые поражают больше всего:

Привязанность к подробностям, мелочам, курьезам. Люди на гравюрах Калло, по выражению одного историка, подобны муравьям или капелькам ртути. Зато этот муравейник можно наблюдать часами. Такого разнообразия фигур и поз вы не найдете нигде. Не случайно художник оформлял массовые празднества во Флоренции времен Медичи — он знал, как сделать композицию нескучной.

Дикие танцы. Одна из самых загадочных серий Калло называется Balli di Sfessania (1621). На небольших листах изображены персонажи в экспрессивных, а иногда и просто непристойных позах. Считалось, что это изображение тарантеллы — танца «одержимых», спасающихся от укусов тарантула. Но сегодня версия изменилась. Что же это за «дикие танцы» — узнать можно только на выставке.

Ужасы не для слабонервных. Серия «Большие бедствия войны» — это триллер и боевик по мотивам Тридцатилетней кампании, затеянной в Европе. Задолго до Гойи, Верещагина и Дали лотарингский художник показал истинное лицо войны. Каждый офорт насчитывает сотни персонажей, половина из которых — убитые всеми возможными способами: когда наводишь лупу на сцену колесования, кровь стынет в жилах. 

Театр масок. Произведения Жака Калло нередко связывают с комедией дель арте — особым театральным действом с персонажами-масками, которое возникло в Италии в XVI веке. Зритель словно бы оказывается на подмостках вместе с ряжеными героями уличного театра. Но от этого становится только тревожнее — никогда не знаешь, что эти страшные горбуны и пройдохи выкинут в следующую секунду.

Французская линия во всей красе. Влияние Калло на все мировое искусство огромно. Он стоит на рубеже от Ренессанса к Новому Времени. Его собирал Рембрандт, боготворил Домье. Его линию можно увидеть и у классициста Давида, и у романтика Жерико. В экспозиции это убедительно показано на оригиналах.

Приобретено для России. Когда-то большая часть тех офортов, которые мы можем видеть, находилась в Вене, но через аукцион «Кристис» куплена в российскую коллекцию. Редкий случай, когда капиталы не утекают в австрийские хранилища, а конвертируются в вечные ценности.