Все самые интересные выставки этой недели выстроились по одной линии: от станции метро «Библиотека Ленина» через «Кропоткинскую» к «Парку культуры». При большом желании все их можно осмотреть за полдня. Впрочем, один очень достойный галерейный проект оказался чуть на отшибе. Но ради него точно стоит отправиться на «Третьяковку».

Фотопроект «Мельников125» в Музее архитектуры, открывшийся 4 августа, — это часть юбилейной программы, посвященной знаменитому авангардному архитектору Константину Мельникову. Музей, занимающийся ныне обустройством мельниковского дома в Кривоарбатском переулке, решил привлечь народные силы и создать выставку из того, что пришлют профессиональные и непрофессиональные фотографы за два месяца. Конкурс на лучшие снимки строений Мельникова сопроводили памяткой, где эти самые строения можно запечатлеть. Впрочем, пятерка авангардных зданий и так у всех на слуху: будь то Бахметьевский гараж на улице Образцова (ныне Еврейский музей) или Клуб Русакова на Стромыке (ныне Театр Виктюка). Какими ракурсами и объемами они развернутся на снимках XXI века — главная интрига проекта.

Далее стоит перейти в Пушкинский музей, где целая россыпь отличных выставок почти уже заканчивают свою работу (не пропустите Колдера в главном здании). Среди самых свежих — «Русское искусство рубежа XIX–XX веков. Из собрания Александра Володчинского» в Отделе личных коллекций. Первоклассные пейзажи и жанровые сцены и первые имена русской живописи: от Левитана и Васнецова до Маковского и Сомова. Но все вещи, как говорится, незамыленные. Частные коллекционеры всегда отличаются оригинальностью выбора — господин Володчинский не исключение. Хотите освежить ваши впечатления от русской классики (или заново ее полюбить) — вам сюда.

Невероятно активный в этом сезоне Мультимедиа Арт Музей и летом не желает отдыхать. На днях он открыл отличную выставку, которая в прошлом году была событием Венецианской архитектурной биеннале. Речь идет об «Антарктиде» — международном проекте, зачинателем которого стал художник и моряк Александр Пономарев. Совместно с британским куратором он предложил арт-деятелям разных стран подумать о художественном освоении Антарктиды (как известно, эта земля не принадлежит ни одному государству). В результате получились почти два десятка остроумных и изысканных архитектурных проектов: здесь и научная станция Захи Хадид, и «Павильон для игры в шахматы» Александра Бродского, и летающие города, и плавучие объекты. В общем, фантазия пущена в полет по льдам и снегам. Обязательно надо увидеть.

Следующий по курсу — Музей Москвы на Зубовском бульваре, где тоже летом не думают об отпуске. Иначе как могла бы появиться примечательная выставка «Художественные сообщества», созданная  куратором Дарьей Чапковской. Она показывает, какое объединения художников существуют в сегодняшней Москве (коллективно выживать, как известно, проще). В принципе, можно не заморачиваться насчет сообществ и групп — просто посмотреть молодое искусство. Оно не слишком радикально, но нервы и мысли будоражит.

Наконец, тонкий и эффектный выставочный проект именно летом подготовила неутомимая Крокин-галерея. Экспозиция «Proсвет» — это работы десятка первоклассных художников (среди них Тишков, Чернышева, Наседкин), в которых так или иначе задействован свет. Огни и свечение исходят от каждого произведения — будь то рельефы или фотографические лайт-боксы. Еще в средневековом искусстве свет считался главной составляющей любого возвышенного изображения. Как светоносная материя претворяется сейчас, в искусстве светском и ироничном — лишь одна интрига выставки. Редко, когда в «мертвый сезон» заявляются столь серьезные проекты — стоит поддержать трудолюбивых галеристов.