В последнюю неделю сентября начинается Московская биеннале — самый большой смотр актуального искусства.

Почти все мировые биеннале — будь то в Венеции или в Стамбуле — проходят по одной схеме. Сначала создается большая программная выставка, на которой показывают «товар лицом» — то есть самое актуальное из современного искусства. А вокруг гранд-проекта возникает еще масса экспозиций, перформансов, акций, лекций и прочих замечательных событий. Еще одна традиция — для создания главной выставки приглашают куратора-звезду (директора крупного музея или авторитетного арт-деятеля), который предлагает интересную тему и собирает произведения по всему миру.

Однако в последнее время схема изрядно скособочилась и не всегда работает. В Берлине, например, однажды отказались от биеннальной супервыставки, заменив ее живой мастерской художников. Иногда сопутствующие проекты оказываются важнее главного. Всем надоели вымученные темы, художники, переезжающие с одного смотра на другой, тусовки и приемы…

В Москве в этом году — на нашей Шестой биеннале — вообще все случилось странно и неожиданно. Сначала подготовка шла по плану: был объявлен звездный куратор — Барт де Баре, директор Музея современного искусства Антверпена. Затем определена площадка для главной выставки — Павильон № 1 («Центральный») на ВДНХ. Потом господин де Баре объявил тему смотра: «Как жить вместе?» (в том смысле, что Москва — это как бы центр Евразии и она должна объединить народы и традиции). Но вдруг механизм дал сбой — и вот уже куратор заявляет, что никакой выставки не будет, а будут дискуссии и лекции.

Пошли разговоры, что главный проект свернули из-за отсутствия средств. Но потом обескураженное арт-сообщество успокоили. Выставка все-таки будет — но только создавать ее станут художники прямо в Москве во время недельных лекций. Как из умных разговоров могут появиться какие-то произведения — главная интрига.

Десять выставок биеннале, которые нельзя пропустить.