Выставка Валентина Серова в Третьяковке, которая работает до 17 января, может стать настоящей школой для всех, кто хочет понять суть такого жанра, как портрет. Чем же серовские портреты так хороши и почему они так знамениты? Вот простой рецепт успеха.

1. Быть немного импрессионистом. Первые портреты Серова заигрывали с французским светом и цветом. От «Девушки, освещенной солнцем» до «Девочки с персиками» — это было радостное, по выражению художника, «отрадное» мироощущение. Портрет пишется не столько даже как портрет, сколько как пейзаж или натюрморт.

2. Пишите семьи. Исключительным качеством обладает серия серовских портретов рода Юсуповых. Зинаиду Юсупову, красавицу в духе XVIII века, Серов писал во дворце на Мойке, мужчин (в том числе и декадента Феликса Юсупова-младшего) в подмосковном Архангельском. Здесь есть и общность черт, и различие характеров: написание семейства — это как написание поэмы с несколькими героями.

3. Припустите немного экспрессии или, попросту, карикатуры. «Он своим наблюдательным и трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру», — вспоминала супруга фабриканта Морозова. В слове «карикатура», кстати, нет ничего обидного. Речь идет о том, что Серов специально заострял какие-то черты. Взять, например, знаменитый портрет Иды Рубинштейн. Чем не карикатура на современных анорексичных моделей?

4. Вкладывайте в портрет свои мысли и чувства — модель все равно примет их на свой счет. Серов писал: «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать». Когда создавался портрет актрисы Ермоловой, за окном гремели выстрелы расстреливаемых демонстраций. Художник решил написать манифест несгибаемости духа — ничего, что получился памятник неприступной даме.

5. Все внимание на глаза! Прием недоговоренности с акцентом на глаза известен еще с эпохи Ренессанса. «Джоконда» именно этим и прославилась — фон непонятен, но взгляд завораживает. У серовских моделей очень экспрессивные, вызывающие на ответную реакцию взоры. В этом, как считается, и заключен дух модерна.