Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в разных зданиях музейного квартала, открыта пятерка отличных выставок. Здесь можно провести весь день, совершив путешествие по векам и странам.

Дмитрий Плавинский и его гербарий (до 12 декабря)

Свежая выставка «Книга трав» — это ранняя графика Дмитрия Плавинского (1937–2012), одного из лидеров неофициального нонконформистского искусства. Проект редкой глубины и многогранности. Оно и понятно: Плавинский вступал в диалог с мастерами Возрождения и Просвещения. Его изящные, тончайшие изображения травы и листьев сразу намекают на рисунки Дюрера, кодексы Леонардо да Винчи, на знаменитые французские и русские ботанические атласы. Однако в природных штудиях Плавинского есть еще один потаенный смысл: художник создавал свой алфавит, с помощью которого зашифровывал послания зрителям. Каждый листик и травинка — отдельный звук или буква. Читать выставку — дело страшно увлекательное.

«Караваджо и его последователи» (до 10 января 2016)

В том же главном здании работает безусловный хит Пушкинского — «Караваджо и его последователи» — выставка полусотни картин, которые представляют влияние художника Караваджо на европейское искусство XVII–XVIII веков. Большая часть их приехала из Флоренции. В качестве звездного гастролера выступает «Мальчик, укушенный ящерицей» кисти самого Караваджо. Картина, вокруг которой не утихают споры. Помимо нее имеются шедевры Риберы, Валентена де Булоня, Стомера… Дизайн выставки и подача шедевров выдержаны в лучших традициях ГМИИ.

Новые поступления графики (до 15 ноября)

На двух этажах Отдела личных коллекций развернулся настоящий графический музей, собранный за последние пять лет. Здесь медитативные японские и китайские гравюры, рисунки русских художников (особенно интересен период авангарда и современности), голландские эстампы XVII века, многообразие французской школы XIX столетия. Перечисление мастеров займет очень много места, но одно только упоминание редчайших листов Тулуз Лотрека. Андре Дерена, Ильи Кабакова и Дмитрия Лиона должно привести в возбуждение любого ценителя искусства. Экспозиция обязательна к посещению — тем более, что работает она очень недолго.  

Керамика Раку (до 15 ноября)

Все, кто интересуется чайной церемонией и японским искусством, не должны пропустить эту небольшую экспозицию в Главном здании. Самые раритетные чашки и чайники, другие предметы для церемоний, создававшиеся на протяжении четырех веков. Начало этому типу керамики, используемой в чайном действе, было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573–1615). Чайные чаши явились воплощением идей великого мастера Сэн Рикю. Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит радость, наслаждение. На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства.

«Шальные годы Монпарнаса» (до 29 ноября)

Замечательная по теме и по составу выставка в музейной Галерее искусства стран Европы и Америки. Как известно, в начале XX века Париж был художественной столицей и интеллектуальным центром мира, который притягивал художников со всего света, именно здесь зарождались главные направления нового искусства. Среди художников-эмигрантов, составивших славу «парижской школы», были Жюль Паскин и Леонар Фужита. Первый — болгарин, у второго японские корни. Но оба были невероятно смелы в подходах, слыли гениальными рисовальщиками и создали модернистские образы, которые только сегодня открываются во всем новаторстве. Такого вы больше не увидите не только в российских, но и в мировых музеях.