Одно из главных арт-событий года — столетие «Черного квадрата» Малевича. В Москве тоже приготовили двойное поздравление с юбилеем.

Если вы всерьез хотите понять авангард и увидеть его истоки, то вам придется поехать в Швейцарию. Если быть совсем точным, в Фонд Байлер в Базеле, где открылась выставка «В поисках 0.10». Она посвящена первым показам знаменитого «Квадрата» и воссоздает петроградскую экспозицию 1915 году, на которой Малевич с его геометрическими картинами произвел фурор. В том, что именно швейцарцы оказались в фаворе, нет ничего удивительного — супрематизм давно распространился по всему миру. Однако и Москве кое-что перепало.

В Третьяковской галерее начала работу выставка «Под знаком Малевича», где представлена графика основателя супрематизма и его ближайших последователей. Она продлится до 14 февраля следующего года. Стоит сказать, что неистовый Казимир чувствовал себя реальным мессией и нес открытый им стиль в массы — отсюда и различные круги-секты, которые возникали вокруг его персоны то в одном, то в другом городе. Так, отдельный зал посвящен объединению «Супремус», куда в 1916–1917 годах входили виднейшие авангардисты (Удальцова, Попова, Крученых, Клюн, Экстер). Как это часто бывает, каждый художник вносил в геометрическую абстракцию что-то свое — этим, с одной стороны, создавалось многообразие авангарда, а, с другой, своеволие вело к быстрому развалу группы. Куда как более сплоченная команда возникла в Витебске, куда Малевич перебрался в 1919 году, — там начала работу бригада УНОВИС, или «Утвердители нового искусства». За три года в Художественно-практическом институте Малевич воспитал плеяду художников, перевернувших преставление об искусстве и, конкретно, о дизайне (среди них Чашник, Суетин). Все этапы малевической практики — от его собственной лаборатории до целой школы — показаны и рассказаны на Крымском Валу. Правда, огромная очередь в филиал Третьяковки стоит совсем не из-за Малевича, все стремятся попасть на блокбастер, посвященный Валентину Серову. Выбирайте правильное время.

В качестве продолжения разговора о наследии русского авангарда очень советуем отправиться на выставку в Галерею Зураба Церетели, где вот-вот откроется многообещающий проект «Вокругквадрата» (именно так — в одно слово). Открывается 11 ноября и пройдет чуть больше месяца до 17 декабря. Интересно, что ему предпослано смелое высказывание Александра Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим названием мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Насколько гибельный был путь «Черного квадрата», призваны разобраться современные художники, не раз переплавлявшие супрематизм в своих вещах. Тут и скандалисты «Синие носы», и архитектор Юрий Аввакумов, и Андрей Бильжо — в общем, вся перестроечная рать. Кураторы обещают, что это будет захватывающее путешествие по неизведанному лабиринту. Пока приходится верить им на слово.