«Необыкновенная выставка» создателя Театра марионеток — одно из самых ярких столичных событий, связанных с современным искусством.

Постоянные и плодотворные пересечения театра и кино с музейным и галерейным артом уже ни для кого не новость. До сих пор театральные, кино- и арт-критики не могут поделить между собой Яна Фабра, Ромео Кастеллуччи, или, если брать «наших», Юрия Норштейна и Дмитрия Крымова. Театр давно ушел от литературности в сторону перформанса, а музей давно перестал быть молчаливым хранителем вещей — и здесь и там властвует универсальный талант, способный дарить сильные эмоции. И далеко не случайно почти все великие театральные творцы в итоге заслуживают грандиозной выставки.

Что касается Резо Габриадзе, его творения — квинтэссенция слияния театра и изобразительного искусства. Марионетки сами по себе — объекты кропотливого созидания, художественного жеста мастера, который строит мир с самого нуля. Каждый его спектакль — «Сталинград», «Осень моей весны», «Рамона» и «Бриллиант маршала де Фантье» — это завораживающая инсталляция, где зрители грезят наяву. Нет смысла долго описывать достоинства Художника, которому в этом году исполняется 80 лет. Все, кто был в Тбилиси, знают, какое культовое место его Театр марионеток: не увидел ангела на часовой театральной башне — считай, не побывал в Старом городе. На его гастроли в Москве невозможно раздобыть билеты. Правда, российская публика намного меньше знает Габриадзе как художника (выставка в Пушкинском, случившаяся три года назад, все же не раскрыла его изобразительные достоинства в полной мере). А ведь он отличный скульптор, создатель иллюстраций к литературным классикам и экспрессивный живописец.

Так или иначе, устроители нынешней юбилейной экспозиции быстро поняли, что Резо Габриадзе надо показывать как универсального мастера мультимедиа. В данном случае мультимедиа — не пустой звук, который описывает любую сферу, выходящую за рамки холста и масла. Мультимедиа — это умение работать на перекрестке всех жанров. Оттого и выставка окажется сплошным лабиринтом, где сойдется чистое искусство с экранами (на них будут крутить фильмы, в которых Габриадзе выступил сценаристом), со сценой (днем и вечером объявлены показы легендарных спектаклей), с архитектурой (воссоздан дух Кутаиси и та самая легендарная башня). Оставляю вас, наконец, с выдержкой из официального анонса, который лишь немного объясняет размах события: «На территории в 2000 кв. м будет воссоздана вселенная Мастера, состоящая из тем и сюжетов, волнующих Габриадзе в разные годы».