Искусство ищет компромисс между двумя крайностями: развлечением и заумью, и VII Московская международная биеннале современного искусства продемонстрировала это еще до официального открытия. Серьезную новость об участниках основного проекта оживляла пряная деталь: «На биеннале будут Бьорк и ее бывший!». Мы выбрали три маршрута, в которых сбалансированы авангард и популизм, аттракционы и «поводы задуматься».

Маршрут 1: со звездами

Цель Увидеть работы самых важных авторов, которые в ближайшее время станут классиками или уже ими стали.

«Заоблачные леса»
Новая Третьяковка, с 19 сентября по 18 января

Главные звезды основного проекта — барочная роскошь во плоти, пара и соавторы с 2001 до 2015 года Мэтью Барни и Бьорк. Образы Барни и Бьорк для видео, перформансов и сцены — смесь мифологии и больного воображения... проще найти в гугле, чем описать.

Нам показывают Björk Digital — шесть музыкальных VR-видео к альбому Vulnicura (2014) — и интерактивную инсталляцию, которая выходила как приложение к альбому «Biophilia» (2011). В Björk Digital певица, то ли хтоническая богиня, то ли переживающая личную драму женщина, странно двигается и поет на фоне какой-то плазмы и величественных красот Исландии. Если любите музыку Бьорк, вам понравится. Сюрприз: есть шанс, что она приедет в ноябре.

Новая серия «Космическая охота» Мэтью Барни — самые дорогие работы основного проекта. Для мастера физиологических метафор и вазелиновых скульптур абстрактные изображения галактик с трудночитаемыми силуэтами волков — высказывание нейтральное, но все равно эффектное.

Пьер Юиг, титулованный автор, делающий упор на взаимодействие со зрителем, представлен постапокалиптическим видео 2014 года «Человеческая маска». Обезьяна в маске женщины исполняет заученные движения официантки где-то близ Фукусимы. 

Датско-исландский маг Олафур Элиассон «повелевает» стихиями. Он использует туман, радуги и водопады как материал инсталляций. В созданных для Москвы работах Элиассон «задействует оптические приборы для усиления светового сигнала, предназначенные для маяков». Что в реальности, безусловно, занимательнее, чем в описании.

Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду
Мультимедиа Арт Музей, с 16 сентября по 12 ноября

Иллюстрация: Константин Бранкузи. Спящая муза. 1910. Полированная бронза. 16x27,3x18,5 см. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963. Инвентарный номер: AM 1374 S. Собрание: Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества ©  Наследство Бранкузи все права защищены (Adagp), 2017 Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Константин Бранкузи — и звезда, и главный классик биеннале. Он справедливо занимает место первооткрывателя обтекаемого нечто, называемого современной скульптурой. Без Бранкузи не представить ни ведущих современных авторов типа Аниша Капура, ни приличные торговые центры, украшенные ненавязчивыми абстрактными скульптурами. При этом, как и все великое, идеи Бранкузи вечны. Пластические приемы он заимствовал из архаики. Дополнительный повод посетить выставку — обычно Центр Помпиду не вывозит работы Бранкузи, но для Москвы сделал исключение.

Маршрут 2: с поп-артом

Цель Полюбоваться эффектным и ненапряжным поп-артом, который, однако, содержит серьезные политические высказывания и задает непростые вопросы.

Кейичи Танаами. Страна зеркал
Галерея Гари Татинцяна, с 28 сентября по 18 ноября

Поп-арт Танаами — бомба, сброшенная Америкой на Японию. В прямом и переносном смысле.

Во-первых, художник признает, что его творчество — воспроизведение детских впечатлений от бомбардировок Токио 1945 года. Во-вторых, работы Танаами наполнены мутагенными образами, которые рождены слиянием японской и американской культур. Слиянием, которое, безусловно, есть результат Второй мировой войны: Бетти Буп с чертами каких-то фольклорных демонов, череп, выплевывающий Супервумен, череп с ушами Микки-Мауса, а за компанию череп-паук, голова-вульва-фаллос и другая дичь.

Танаами можно признать одним из отцов популярной культуры Японии XX-XXI веков, безумно веселой и жуткой. Самый заметный его последователь — Такаси Мураками. Приятное совпадение: его большая ретроспектива этой осенью проходит в Музее современного искусства «Гараж». И пусть выставка не входит в программу биеннале, ее обязательно надо посетить в паре со «Страной зеркал».

Джозетта Фиорони. 60-е в Риме
Московский музей современного искусства на Петровке, по 22 октября

Поп-арт итальянской художницы Джозетты Фиорони — изящная обманка. На поверхности все просто: лаконичная палитра, образы беззаботных красоток и легкий национальный колорит в виде ссылок на итальянское кино и политику времен Муссолини. По сути же художница создала сложную живопись, имитирующую медиаобразы, и взгляд Фиорони критичен. Самый смачный пример — автопортрет: обладательница приятной интеллектуальной внешности изобразила себя похожей на какую-нибудь условную певицу Лободу или любую инстаграм-красавицу, чья сексапильность близка к гротеску.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Маршрут 3: с аттракционами

Цель Беззаботно развлечься, но потом всем рассказывать, что знакомился с насыщенным смыслом искусством.

Дэниел Аршам. Архитектура в движении
ВДНХ, с 30 сентября по 8 января

Художник, скульптор, режиссер Дэниел Аршам не попал в список звезд исключительно из-за возраста. Пока молод. Его инсталляции и скульптуры — это впечатляющая работа дизайнера с пространством и формой. Для павильона «Карелия» Аршам сконструировал гигантский бетонный тоннель. Там вы увидите, как бесформенные пробоины превращаются в человеческую фигуру. Очень актуально для непрерывно трансформирующейся Москвы.

Творческое объединение «Купидон». Шайка
Stella Art Foundation, по 13 ноября

Творческое объединение «Купидон» (Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов, Паруйр Давтян) атакует бредовыми образами. Монахини-мольберты на лыжах пробивают стены, серьезные художники читают рэп на латыни и спускают десант античных статуй на парашютах-бюстгалтерах. Всё это и праздная шутка, и вызов зрительскому воображению, призыв сыграть в ассоциации.

Ирина Нахова. Битва инвалидов
Галерея pop/off/art, по 15 октября

Ирина Нахова, представитель московского концептуализма, предлагает ввязаться в драку. Ее проект — нечто среднее между настольной игрой и файтингом вроде Mortal Kombat. За пультом можно управлять копиями скульптур японских и древнегреческих воинов из музея Метрополитен. Отличная альтернатива бесконечному выяснению отношений в фейсбуке. 

Интерактивный режим доступен по сеансам, в другое время выставка работает как статичная инсталляция.