В ГМИИ им. Пушкина открылась одна из главных выставок года — графика Густава Климта и Эгона Шиле из музея Альбертина (Вена). Оба гении, и экспозиция дает это понять. Но есть одна обоснованная претензия: Эгона Шиле, скандальную рок-звезду от искусства начала XX века, представили самыми невинными из его рисунков. Конечно, художник умел создать одинаково изломленный депрессивный психоз не только в автопортрете за мастурбацией, но и в рисунке дерева. Но Шиле без гипертрофированной сексуальности не совсем Шиле. Король оказался одетым, и наряд ему не идет.

Настроение времени параноидальное. Одни во всем видят оскорбление своих чувств, другие боятся оскорбить чьи-либо чувства, третьи ищут запрет и преступное молчание даже там, где их нет. Осторожность организаторов понятна. Но неприятное чувство остается: российскому зрителю этого нельзя показывать, зритель не поймет, его чувства надо щадить...

Что намеренно или неосознанно скрывают музейные хиты осени и почему откровенность пошла бы рядовому зрителю на пользу?

Сексуальность Эгона Шиле

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена), Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, до 14 января

Что скрывают Сюжеты с гипертрофированными гениталиями. Шиле с модернистской изящностью положил начало экспрессионизму. Ужас для ханжей даже не в том, что «тут люди голые», а в том, что голые люди часто уродливые, неприятные и несчастные.

Причина В ГМИИ им. Пушкина решили держаться от греха (читай гиперчувствительных активистов) подальше. Такой выбор некорректно называть цензурой, а вот самоцензурой —можно.

Зачем это видеть Чтобы учиться отличать порнографию от искусства. При всей откровенности графику Шиле невозможно считать порнографией. Здесь секс есть средство выражения общечеловеческих проблем: одиночества, боли, принятия себя. «Извращенность» сюжетов равняется изощренности техники. Итог: гармония, великое искусство.

Страшная тайна кавайности

Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», Музей современного искусства «Гараж», до 4 февраля

Что скрывают Трагический подтекст безумного веселья в японской культуре XX века. Английская версия названия первой в России персональной выставки японца Такаси Мураками звучит прямолинейно: «Under the Radiation Falls». Сразу понятно, что местные пестрые грибы, возможно, ядерные. А вот русское название излишне поэтично: «Будет ласковый дождь».

Причина Перемудрили. «Будет ласковый дождь» — отсылка к одноименному постапокалиптическому рассказу Рэя Бредбери о безлюдном мире после ядерной катастрофы. «Гараж» не замалчивает важность бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японского самосознания и культуры — соответствующей теме посвящен целый раздел. Однако будем честны: нормальный зритель, который пришел зачекиниться и сделать селфи на фоне ярких и прикольных штук, может не задуматься о мрачной подоплеке происходящего. Просто «японцы такие странные». Прямолинейность подачи свела бы к нулю возможное недопонимание.

Зачем это знать Чтобы смело, без обиняков говорить об исторических потрясениях и травмах. Для российских художников и зрителей существует слишком много и табуированных тем, и запретных способов высказывания. Такаси Мураками — идеальный пример для подражания. Страшную правду он преподносит ярко, доступно, честно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Формы Бранкузи

Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду
Мультимедиа Арт Музей
, до 12 ноября

Иллюстрация: Константин Бранкузи. Спящая муза. 1910. Полированная бронза. 16x27,3x18,5 см. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963. Инвентарный номер: AM 1374 S. Собрание: Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества ©  Наследство Бранкузи — все права защищены (Adagp), 2017 Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Что скрывают Двусмысленность абстрактных форм. На выставке одного из главных скульпторов XX века мало скульптур. Бранкузи стремился к максимальной лаконичности, которая зачастую рождала эротические ассоциации. В объеме это очевидно, но москвичам достались в основном фотографии. Особенно не хватает самого наглядного примера — «Княгини Х».

Причина Кураторский замысел. Мультимедиа Арт Музей решил показать, что великий скульптор ценил возможности фотоискусства.

Зачем это видеть Чтобы воспринимать чистую эстетику незамутненным этикой взглядом. «Княгиня Х» представлена маленькой фотографией и большим комментарием, объясняющим, что это не фаллос, а девушка. В оригинале скульптура — настоящий тест Роршаха. Можно сколько угодно говорить, что Бранкузи издевался и никакой это не портрет Мари Бонапарт, но суть в красоте и первозданности формы. Лучше всего об это сказал сам автор: «Смотрите на мои скульптуры, пока не разглядите их. Тот, кто ближе всех к Богу, видит их».