До 20 марта в Музее Москвы работает выставка «Сны Москвы», посвященная столице и ее жителям, их повседневной жизни и чувствам, истории и культуре XX века.

13 инсталляций — это «мини-спектакли» разных жанров (от детектива до мелодрамы), роли в которых исполняют музейные экспонаты. Здесь надо много слушать, можно лежать (на газоне или постели под альковом), фотографироваться — куда без этого. С одной стороны, проект получился развлекательным, с другой — наполненным множеством интересных деталей и неочевидных отсылок. О некоторых из них нам рассказала куратор Евгения Кикодзе.

«О Главном/Головном»

Что это Зритель становится на кафедру, надевает наушники и слушает, как его обсуждают говорящие «головы»: кочан, котелок, горшок, головешка, череп, сахарная голова и другие.

Евгения Кикодзе "Всё, что мы называем головами, чему делегируем понятие «голова», здесь присутствует, в том числе бюст главы города 1950-х. Череп — это классная дама, которая говорит довольно противным голосом. Сахарная голова говорит приторные банальности. Репа хамит, чавкая, а колобок пытается снять напряжение, развеселить. Вы приходите в музей смотреть на вещи, но вещи смотрят на вас. Вы стоите на кафедре, но не вы делаете доклад. Головы сообщают вам то, что о вас думают. И это, конечно, может показаться очень аррогантным. Но с другой стороны, если мы называем голову «репой» или «кочаном», чего от неё ждать?

Здесь мы видим разговор человека и толпы. Это как последняя перед смертью встреча Владимира Маяковского с людьми, когда они кричали: «Маяковский, мы стихов ваших не понимаем». Или травля Бориса Пастернака, слушавшего: «Роман не читал, но осуждаю». Такой диалог был очень активен в додемократическом обществе. Сейчас не стоит вопрос, чтобы человека охаивала группа людей, а он сопротивлялся, но у нас эта ситуация до сих пор актуальна".

«Мечта»

Что это На постаменте, отсылающем к декору станции метро «Ленинский проспект», стоит плита. В духовке крутится видео с пляжа, играет тромбон. Китчево и странно.

Евгения Кикодзе "Плита из 1960-х годов, станция метро «Ленинский проспект» тоже. Нужно помнить, что в 1960-е — это эпоха открытости, интернационализма, западных ценностей. «Оттепель» принесла с собой любовь к пастельным оттенкам и розовый цвет, в том числе. Но розовый цвет — также и коммерческий ход последних десятилетий. Нам объясняют, что розовый — это цвет девочек. Но почему? Консьюмеристские приемы регламентируют нашу жизнь. «Мечта» немного иронична. В духовке жарко — видео плывет, здесь всё немного «плывет». Розового оказывается слишком много, а море и мечты перегреты".

«Дискотека СССР»

Что это Под светомузыку 15 игрушечных воплощений крокодила Гены на фоне коврика «Олимпиада-80» читают на разных языках СССР «Спят усталые игрушки». Гена — символ культуры СССР «социалистической по содержанию и национальной по форме».

Евгения Кикодзе "Мы решили посвятить инсталляцию тем, кто провел детство в СССР, помнит Олимпиаду-80. Пятнадцать крокодилов — это все вариации одной бессмертной модели крокодила Гены, говорящего голосом Василия Ливанова. О некоторых Генах хочется спросить, кто это? Почему у этого крокодила человеческие руки? Или это ряженый в костюме крокодила? Видео сначала абсолютно идеально совмещается с ковриком, затем начинает мигать и разрастаться: появляется множество электронных копий коврика. Мы перевели текст песни «Спят усталые игрушки» на языки советских республик, поскольку выяснили, что она существует только на русском. Причем прочитали для нас тексты носители языков. Самое смешное, что «баю-бай» на каждом языке оказалось своё: «эльо-э», «ала-ала», «лю-лю-лю»".  

«Кухонный»

Что это Ситком по мотивам позднесоветского быта. В главных ролях: утюг, мясорубка, телевизор. Зрители размещаются на табуретках. По законам жанра раздаются закадровые смех и аплодисменты. 

Евгения Кикодзе "Кухня времен «перестройки». Здесь всё по-настоящему: у меня были такие же предметы, такой же утюг, например. И вели тогда примерно такие же разговоры. Каждый персонаж имеет свой характер. Телевизор — оптимистичный официальный дискурс. Мясорубка заявляет, что устала работать. Это срез нашей бытовой жизни, которая не так сильно изменилась. Мебель сегодня такого же цвета, только IKEA, ручки такие же, только металлические — основные коды узнаются.

Мы призываем не ненавидеть советское прошлое, а относиться к нему с улыбкой. На выставке мы обыгрываем много смешных деталей, но эти шутки не направлены на унижение. Например, любовь к импортным материалам приводила к тому, что доставшиеся обои клеили даже на потолок. Вспомнив об этом, мы закрепили линолеум на стене".

«Авантюрный детектив»

Что это В кабинете переполох: пропала курительная трубка. Вещи Вождя — от кителя до портрета Карла Маркса — начинают расследование. Инсталляция о нашей истории и менталитете.

Евгения Кикодзе "Предметы, которые вы видите, оригинальные, музейные. Виртуальных объектов только два: портрет Маркса и трубка, но зато они говорят цитатами. Каждый предмет «Детектива» имеет свой узнаваемый человеческий характер. Маркс говорит только настоящими цитатами. Лампа светит, но когда ей предлагают принимать участие в расследовании, она отказывается. Папка «Личное дело», настоящее дело 1930-х годов, — конечно, самая противная, поскольку всех подозревает и готова обвинить любого. Часы говорят хором. Тюль — слабовольный, вялый и невротичный, боится, что его бросят в камин. Есть даже трогательный ночной горшок XIX века, ведь тиран мог сохранить горшок из детства.

Так как речь идет о 1930-40 годах, в «Авантюрном детективе» есть корреляция с сюрреализмом. И трубка, которая постоянно кричит «Я не трубка!» — это, конечно, отсылка к Рене Магритту". 

«Портрет москвича»

Что это Галерея живописных портретов и фотографий самых известных москвичей, а в центре — их накладывающиеся друг на друга цифровые аналоги, превращающиеся в «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, который выступает здесь мета-картиной, картиной всех картин.

Евгения Кикодзе "Одна из самых доходчивых интерпретаций «Черного квадрата» — это мета-картина. Если все картины объединить в одну, что получится? Этот эффект хорошо виден на старых пленочных камерах: если один кадр много раз накладывается на другой, получается «Черный квадрат».

Почему сейчас нельзя написать портрет всадницы-аристократки? Аристократическое искусство всегда существовало как вершина айсберга, как нежный цветок на горе человеческого материала, крепостных, чьи образы вообще не появлялись в культуре. Портреты людей существовали, только когда они принадлежали к аристократии, дворянству. Портреты купечества появились в конце XIX века, позже возник интерес к этнографическим типам. Наконец, в XX веке формируется массовое общество. Развивается фотография и массовая культура, которая помещает лица на обложки журналов, но уже завтра лица эти становятся неузнаваемыми".