Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

14 февраля – 14 апреля, Еврейский музей и центр толерантности

Что: Более 30 произведений от знаковых художников XX века (Малевич, Лихтенштейн, Абрамович, Пиросмани и другие) встроены в игровую площадку.

Почему ждем: Пока в Москве редко встречаются высокие по художественному уровню семейные выставки, «Игра с шедеврами» это исправляет. Отличный способ приобщить ребенка к искусству, или получить чистую радость от работ, говоря о которых обычно ссылаются на обширный исторический и философский контекст.

Рашид Араин. Ретроспектива

8 марта – 26 мая, Музей современного искусства «Гараж»

Что: Обширный и подробный обзор творчества влиятельного художника и борца за справедливость.

Почему ждем: Ради этнически окрашенного концептуализма. Рашид Араин, приехавший в 1964 году из Пакистана в Британию, сначала создавал минималистические скульптуры. Но вскоре увлекся политикой и даже присоединился к Черным пантерам. С тех пор он развивает идеи постколониальной теории, популяризирует вклад этнических меньшинств в историю искусства.

Расширение пространства: это не центр

февраль – ноябрь, Крылатское, Щукино, Лефортово и другие районы Москвы

Что: Программы, придуманные художниками, театральными режиссерами, музыкантами и архитекторами вместе с жителями городских окраин и для удовлетворения их же насущных потребностей.

Почему ждем: Чтобы оценить искусство, создаваемое не для хранения в музеях, а для преобразования повседневности. ГЭС-2 в 2019 году продолжат обустраивать. Всё ещё «бездомный» в Москве фонд V-A-C прогрессивные и умные проекты устроит в библиотеках, кинотеатрах, домах культуры, на общественных площадях в студенческом городке Лефортово и шахматном клубе. 


Открытие площадки Cube

февраль, апрель, Тверская ул., 3, (здание отеля The Ritz-Carlton, -2 этаж)

Что: 10 галерей и выставочное пространство со сменой экспозиции раз в два месяца. Патрон Cube швейцарский бизнесмен и коллекционер Ули Сигг, партнеры проекта и создатели концепции московской площадки Елена Белоногова и Надежда Зиновская.

Почему ждем: В небогатой на открытия галерейной жизни Москвы любое новое пространство — праздник, а такое пафосное и подавно. 

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

4 марта — 20 мая 2019, ГМИИ им. Пушкина

Что: Около 80 живописных и графических работ из собрания Галереи Тейт — картины Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха, Дэвида Бомберга, Рональда Китая, Леона Коссофа, Майкла Эндрюса.

Почему ждем: Ради Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, доказавших, что фигуративная живопись при должном подходе — это модно, сильно, экспериментально. Для представителей Лондонской школы живопись — это прежде всего репрезентация личного опыта и переживаний. Фигуративное искусство вернулось, но оно не могло быть прежним. Выразительным и правдивым его сделала искаженная до гротеска оптика. 

Илья Репин

12 марта – 18 августа, Новая Третьяковка

Что: Как и на всех ретроспективах Третьяковки — очень много картин, известных и вытащенных из запасников. Соберут более 180 живописных и более 130 графических работ.

Почему ждем: Не столько из-за масштабов, сколько из-за обещанной организаторами актуальной интерпретации репинского наследия. 


Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII

15 марта – 30 мая, Музеи Кремля (выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца)

Что: Искусство времен правления императора Цяньлуна (1736-1796): украшения, одеяния императоров и императриц, живопись и каллиграфия, ритуальные предметы, парадная утварь, музыкальные инструменты.

Почему ждем: Чтобы увидеть, насколько роскошно жил могущественный правитель Китая, философ, поэт, завоеватель, страстный и не всегда разборчивый коллекционер и заказчик. При Цяньлуне страна достигла небывалых высот. Но от величия до стагнации один шаг, и сделал его Китай уже при Цяньлуне. Так что в золоте — нотка декаданса.

Комар и Меламид

19 марта – 2 июня, Московский музей современного искусства на Петровке

Что: Ретроспектива основателей соц-арта — с знаковых работ 1970-х до распада дуэта в 2003 году.

Почему ждем: Соц-арт — это исторически важно и весело. Такой большой выставки у Виталия Комара и Александра Меламида в Москве еще не было.

Эдвард Мунк «Танец жизни»

15 апреля – 14 июля, Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Что: Около 70 живописных и 30 графических работ экспрессиониста, в том числе вариация великого и ужасного «Крика».

Почему ждем: Эдвард Мунк с его маниакальным интересом к темам отчаяния, смерти, одиночества, страсти выплеснул на холсты идеи и страхи, мучившие художников, писателей, философов на протяжении всего XX века. Не увидите Мунка, не поймете сути метаний прошлого века. 


Павел Беньков и Николай Фешин

4 июня – 24 сентября, Музей русского импрессионизма

Что: Лихая и яркая живопись от друзей юности.

Почему ждем: Ради любопытного сравнения и нового имени. Фешина не раз показывала Третьяковская галерея, а вот с Беньковым московская публика знакома мало. Оба родились в Казани, окончили местное училище и Академию художеств в Санкт-Петербурге, а затем вернулись преподавать в родной город. Но Фешин эмигрировал в США, а Беньков остался в СССР. На выставке предстоит решить, так ли отличается коммерческая живопись Фешина от соцреалистической Бенькова. Спойлер: у обоих можно найти экзотику. Фешин любил писать индейцев, Беньков сценки на рынках Самарканда. 


Щукин. Биография коллекции

17 июня – 15 сентября, ГМИИ им. Пушкина

Что: Всем знакомые картины Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо, собранные купцом и меценатом Сергеем Щукиным и его братьями.

Почему ждем: Невероятная возможность целиком увидеть коллекцию, поделенную между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем в 1948 году. Оцените размах: выставка займет 11 залов. 

Коллекция фонда Louis Vuitton

3 июня – 29 сентября, ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

Что: Художественные достижения XX-XXI веков: работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера, Жана-Мишеля Баския, Бэнкси, Мэтью Барни, Такаси Мураками, Пьера Юига.

Почему ждем: Чтобы сравнить частные коллекции рубежа XIX-XX и XX-XXI веков, а заодно решить для себя «достойно» ли смотрятся всякие там Мураками на месте, где раньше висел Матисс. Коллекция фонда Louis Vuitton займет залы, опустевшие на время выставки «Щукин. Биография коллекции». 

Грядущий мир: экология как новая политика, 2030-2100

28 июня – 1 декабря, Музей современного искусства «Гараж»

Что: «Зеленые» высказывания от 50 авторов со всего света.

Почему ждем: Чтобы в очередной раз восхититься природой, узнать, что ей угрожает, и как человечество планирует спасать планету. 2030 — год предполагаемого исчерпания мировых запасов нефти и нехватки питьевой воды, 2100 — предсказанная, организаторы не указывают, правда, кем дата освоения человеком новых планет и достижения бессмертия.

Союз молодежи

сентябрь – январь, Еврейский музей и центр толерантности

Что: Первая масштабная попытка представить деятельность первого авангардного объединения художников — Союза молодежи (1910-1914/ 1919), ответственного за несколько групповых выставок и постановку спектаклей «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем». Среди участников союза: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Павел Филонов, Ольга Розанова. Покажут около 80 работ 35 художников.

Почему ждем: Ради расширения и углубления знаний об одном из главных брендов отечественного искусства — авангарде. 


Йоко Оно. The sky is always clear

1 октября – 24 ноября, Московский музей современного искусства на Петровке

Что: Работы участницы движения Fluxus и классика концептуального искусства Йоко Оно, известной как «подружка Джона Леннона».

Почему ждем: Чтобы стать соавторами. В Москву привезут в том числе «Инструкции» Оно, следовать которым должны зрители. Сейчас хэппинингами, интерактивом и видеоартом никого не удивишь, а в 1960-х Оно была среди пионеров.

Гейнсборо

25 ноября – 9 февраля 2020, ГМИИ им. Пушкина

Что: Пышные пейзажи, гламурные аристократы и сентиментальные дети кисти классика британской живописи XVIII века Томаса Гейнсборо.

Почему ждем: Сколько бы мы не клялись в любви всему актуальному и прогрессивному, глазу иногда приятно отдохнуть на старой доброй живописи. Выставка Гейнсборо — недостающее звено в развиваемой ГМИИ им. Пушкина британской теме. Нам привозили Тернера, прерафаэлитов, Блейка, но основателя национальной живописной школы, мы еще не видели. Бонус: Москве достанутся редкости — пейзажи на стекле.


Фаберже и придворные ювелиры

ноябрь – апрель 2020, Государственный исторический музей

Что: Русское ювелирное искусство второй половины ХIХ – начала ХХ века: вещи из царских дворцов, памятные изделия, драгоценности, серебряные скульптуры.

Почему ждем: Чтобы удивляться. Когда в почете икеевский минимализм, любые слишком замысловатые и слишком дорогие безделушки, особенно из прошлого, особенно царские, кажутся искусством, то есть чем-то совершенно бесполезным. Изделия Фаберже считаются безвкусицей именно из-за того, что они плод бессмысленной и беспощадной расточительности. Ее следствие — бессмысленные и беспощадные бунты, которые делают роскошь достоянием народа, то есть публики.