Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — ценный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Он был основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Павлом Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Ровно это здание музей и занял. Официальное открытие состоялось в 1960-м и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция музей включает более тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, а также археологических находок.

В 2017-м музей отметил 70-летие со дня основания музея. В обновлённую экспозицию вошло более трёхсот предметов из фондохранилища, ранее находившихся на реставрации. Также у входа в Спасский собор была поставлена редкая надгробная плита инока Вассиана Ракова 1543 года. В качестве подарка на юбилей, правительство Москвы объявило о передаче музею близлежащей территории площадью 4 тыс. м².

Как сообщила «Интерфаксу» секретарь Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко, музей могут выселить из Спасо-Андроникова монастыря, переговоры с РПЦ идут сложно и не приводят к положительному результату для музея. По ее словам, директор музея начал согласительные переговоры с представителями церкви. Пока договориться с РПЦ не удалось, даже с помощью согласительной комиссии.

«Церковь не хочет ничего уступать и мирно делить территорию с музеем и мирно разойтись, отдав часть им, а часть нам, не хочет. Здесь собираются ради того, чтобы устроить очередной монастырь, разрушить музей древнерусского искусства», — заявила Комашко.

Это означает, что музею придется освободить помещения. В этом случае он будет разрушен, так как на несколько лет «выпадет из культурной орбиты, он будет недоступен», предупредила она, напомнив, что учреждение уже 70 лет работает на территории монастыря.

Предложение музея не устроило церковь, ответных предложений она не выдвигала, заявил "Интерфаксу" директор музея Михаил Миндлин. «Единственное, нам было сказано, что наше предложение не устраивает, потому что для того, чтобы возродить монастырь, здесь нужно значительно больше места. Но если его (будет передано) значительно больше, то тогда где будет располагаться музей? Этот вопрос остается. Но мы готовы над ним дальше работать. Но все зависит от противоположной стороны», — сказал он.

Музею не хватает имеющихся у него площадок, других подходящих помещений нет, где будет размещаться организация, если монастырь начнут возрождать, неясно. В январе музей получил письмо от Росимущества и за подписью патриарха. Ведомство попросило организацию в соответствии с действующим законодательством передать РПЦ весь комплекс Спасо-Андроникова монастыря, напомнил Миндлин.

Затем Минкультуры провело согласительную комиссию, на которой обсуждался вариант с сохранением музея на территории обители. Музей тогда предложил передать церкви Спасский собор, здание бывшей администрации музея, Северо-западную башню и Братский корпус, где находится фондохранилище. Это предложение РПЦ не устроило. Теперь музей ждет "предложение со стороны патриаршего подворья, как они видят, как мы можем в дальнейшем сосуществовать на территории Спасо-Андроникова монастыря», добавил Миндлин.

В марте пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков выражал надежду, что монастырь передадут церкви без конфликта. Глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин тогда же говорил, что музей может получить более подходящие для него помещения в усадьбе Хрящевых, общая площадь которых после реконструкции должна составить не менее 4500 кв. метров, в отличие от ныне используемых в монастыре 1350 кв. метров.

Русская православная церковь заявила, что не намерена форсировать процесс перевода Музея Андрея Рублева из Спасо-Андроникова монастыря, переезд может занять десять, 15 и 20 лет, сообщил "Интерфаксу" глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин.

По его словам, в конечном счете "сбалансированность решений окупит то время, которое потребуется для их принятия".

Он заверил, что сейчас никто "никакого выселения музея даже в мыслях не имеет, это не является никаким указанием священноначалия — просто частные домыслы людей, которые не вполне владеют ситуацией".

И у церкви, и у музейного сообщества цель — "найти взаимоприемлемое решение, а не пытаться перетянуть на себя канат", заявил отец Леонид.

У РПЦ есть понимание ценности Музея Рублева, в церкви считают, что музей должен существовать. "Мы также понимаем, что в исторической перспективе может быть возрожден монастырь, но с учетом того, что это не обычная монашеская обитель, а место памяти Андрея Рублева, поэтому использование церковных построек и храмов, в том числе совместное, изначально закладывается в наше будущее сотрудничество", — заявил священник.