С 22 октября по 17 ноября 2019 года в Образовательном центре Музея современного искусства (ММОМА) в Ермолаевском переулке проходит выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом», которая открылась в рамках фестиваля «Территория» и продолжится в рамках фестиваля Brusfest.

Брусникин в театральном мире — фигура масштабная, последний гигант страны маленьких людей. Поэтому куратор выставки, художник Ксения Перетрухина, превратила в выставочное пространство все пять этажей музея. Так, высотный дом стал метафорой одного человека.

ЗНАКОМСТВО С ГИГАНТОМ

Уже в фойе первого этажа вы начнете находить памятные фразы и цитаты Брусникина, которые запрятаны по всему музею и пронизывают все части выставки. «Я сама очень торопящийся человек», — признается Перетрухина, — «Я пробегаю выставки за 15 минут. Но Брусникин никогда не торопился, и все успевал. Он был в гармонии со временем. Поэтому мне хотелось сделать выставку, которую пробежать за 15 минут невозможно». Уже на этом этапе понимаешь, что «Человек размером с дом» — выставка не только о Брусникине, она сделана по-брусникиновски.

МУШКЕТЕР XXI ВЕКА

На втором этаже, в библиотеке Центра, вы узнаете, что Брусникин много читал. Очень много. Его постоянно видели с книгой, но никто не помнит с какой именно. Сходятся лишь в одном названии — «Три мушкетера». Именно эту книгу каждый день по главам на протяжении всей выставки читают ученики и друзья Дмитрия Владимировича. Пространство и развернувшийся в нем сквозной перформанс носят название «Мушкетер XXI века» и знакомят с внутренним стержнем Брусникина. Он был, подобно мушкетеру, человеком, в котором не было конфликта между профессиональным и этическим. 

ЧЕЛОВЕК, МЕРЯЮЩИЙ ЗЕМЛЮ

Наконец, только к третьему этажу вас познакомят с биографией героя. Причем не с одной, а сразу с двумя — официальной и субъективной. Официальная — уже размещена по периметру просторного зала. Вдоль стен ездит игрушечный поезд. Эта простая, но очень действенная метафора. Брусникин постоянно находился в поиске, много путешествовал, стремился вперед. Неутомимо, словно паровоз, он двигался к цели и тащил за собой. На подходе к этому пространству вы можете отдохнуть в специально оборудованном «зале ожидания», вслушиваясь в голос главного героя. В центре же экспозиции находится особое помещение «Спящий гигант» — 11-метровое футбольное поле, где разложены мячи, на которых написаны разные имена и клички, которыми близкие люди называли Брусникина. Дмитрий Владимирович очень любил футбол, его называли «футбольным интеллектуальным». Неудивительно, что эта игра занимает центральную часть его биографии.

Однако Перетрухину также интересует биография субъективная. Память о Брусникине жива, многие, кто приходят на выставку, делятся своими историями. Ими и будет дополняться экспозиция. Брусникин отчетливо понимал, что любая система устаревает, и ее нужно обновлять. Делал он это за счет учеников. По такому же принципу устроена и экспозиция — субъективная биография гиганта постоянно дополняется и дописывается.

Так, в одном пространстве оказываются как официальные фотографии, так и сугубо личные. Примененный в этом зале метод будет интересен не только людям, знавшим Брусникина. Самое захватывающее здесь — видеть, что сохраняется в истории. Каждый при жизни пишет свою биографию, но история выхватывает и хранит очень случайные вещи. Например, официальный архив МХТ им. А. П. Чехова (к большому стыду театра) оказался «утерян», а вот личные совместные фотографии, сделанные разными случайными людьми, отлично сохранились. Именно в этом зале становится понятна интенция Перетрухиной — показать, что память о человеке — это паззл, кусочками которого становится каждый из нас. Поэтому выставка памяти — в первую очередь выставка воспоминаний, а не каких-то личных вещей.

ЧЕЛОВЕК, ОТКРЫВАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ

Окончательно наглядной идея составить портрет гиганта через людей, хранящих о нем воспоминания, становится в пространстве четвертого этажа — самом сильном пространстве экспозиции. Здесь вас встретят множество дверей с изображенными на них темами. Брусникин говорил, что человек не открывается, его нужно открывать. Так и здесь, нужно открывать вереницы дверей, по кусочкам складывая портрет гиганта. Вы обнаружите, и обрывки выступлений Брусникина и его учеников, и очень бытовые истории, рассказывающие о герое порой куда больше, чем толстые биографические книги, вы сможете побывать в его «кабинете» и посидеть на «его» диване. 

Особую силу здесь имеют две локации — «Метод», где очень простым и доступным языком изложены взгляды Брусникина на профессию режиссера и актера. И «Грибник» — лес, с разбитой посреди него палаткой. То, что задумывалось как «милая деталь к портрету», обернулось одной из самых ярких метафор: Брусникин — не охотник, в своем поиске он избегал насилия, он был собирателем. Он был про созидание, считал, что ресурс надо уделять каждому, поэтому под каждого своего студента подбирал индивидуальный метод.

Так же важен каждый человек в этом зале. Посетители вступают в тактильный диалог с объектами и в ментальный диалог с размышлениями героя. Брусникин был щедрым человеком, он раздавал. Поэтому кульминационной точкой своей выставки Перетрухина делает именно общение каждого посетителя с героем. Она не предлагает зрителям созерцать вещи, ничего конвенционально «ценного» в экспозиции нет. В ее центре — наше общение с Брусникиным, Брусникин становится нашей темой.

ГОЛОВА ГИГАНТА

Наконец, достигнув верхнего, пятого этажа — просторного, с выходом на балкон с прекрасным видом, вы увидите видеоинсталляцию. Обаятельный, пламенный, горящий идеями и поиском Брусникин работает с учениками, разбирает принципы. Эта инсталляция окончательно замыкает магистральную идею выставки. Несмотря на все обаяние Брусникина, он — не «милаха». Он — человек, который сделал любовь, созидание и уважение к человеку своим методом. «Обнимать» каждого и все «разрешать» — для него расчетливая стратегия. Стратегия оказалась работающей, и именно она сделала его гигантом, героем XXI века, достойным подражания.

КАРТОШКА И НАПОЛЕОН

Осмотрев всю экспозицию, несложно проголодаться. Перетрухина предусмотрела и это. В кафе Образовательного центра вы найдете специальное меню, в котором значатся два любимых блюда Брусникина — картошка и «Наполеон». Это единственное, за что с вас на выставке попросят деньги. Посещение, осмотр и участие в активностях совершенно бесплатны (за исключением показа спектакля «До и после», туда вход по билетам). Активностей, оживляющих выставку, запланировано много. Вас ждут показы фильмов и спектаклей, а также живые выступление. Брусникин — театральный режиссер. Ничего удивительного, что пространство выставки его памяти заполняется театром, хоть и не выведено главной чертой его портрета. Перетрухину больше интересует «человек в человеке», а не его профессиональная деятельность. Она знакомит с человеком нового порядка — человеком размером с дом.

РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

23.10, среда
19.00 Чтения — Юлия Раумовская, актриса
20.00 Стол памяти — Виктор Рыжаков, актер, режиссер.

24.10, четверг
19.00 Чтения — Юрий Квятковский, актер, режиссер
20.00 Стол памяти — Юрий Квятковский, актер, режиссер. Галина Солодовникова, сценограф, художник. Полина Бахтина, художник

25.10, пятница
19.00 Чтения — Александр Феклистов, актер, кинорежиссер, сценарист
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.
20.00 Стол памяти — Александр Феклистов, актер, кинорежиссер, сценарист

26.10, суббота
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.

27.10, воскресенье
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.

29.10, вторник
19.00 Чтения — Эва Мильграм, актриса
20.00 Стол памяти — Павел Руднев, театровед, театральный критик

30.10, среда
19.00 Чтения — Алена Хованская, актриса, режиссер
20.00 Стол памяти — Алена Хованская, актриса, режиссер

31.10, четверг
19.00 Чтения — Дарья Ворохобко, актриса, музыкант
20.00 Стол памяти — Дарья Ворохобко, актриса, музыкант. Алексей Любимов, актер

01.11, пятница
19.00 Перформанс — «Время роли»
20.00 Стол памяти — Сергей Щедрин, актер. Алексей Розин, актер

02.11, суббота
18.00 Чтения — Людмила Петрушевская, писатель, драматург
19.00 Перформанс — «Время роли»

03.11, воскресенье
19.00 Перформанс — «Время роли»

ЧАСЫ РАБОТЫ

Образовательный центр открыт ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход на выставку «Человек размером с дом» бесплатный.