В 2019 году фонд V-A-C решился на радикальный шаг — вынести современное искусство за пределы Садового кольца, на окраины Москвы. Казалось бы, шаг логичный, но прежде таких масштабных попыток в этом направлении не предпринималось. О том, как жители столицы встречали современное искусство и как строился его диалог с их повседневной жизнью, специально для «Вашего досуга» рассказывает Наталья Кривонос.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Тенденция к выходу за пределы географического центра наметилась давно. Еще в 2015 году стартовала программа фонда V-A-C «Расширение пространства» — конкурс проектов в области паблик-арта. История фонда вообще — это история поиска новых мест, где искусство могло бы встретиться со своей аудиторией, и поиска самих этих аудиторий.

Если взглянуть на прежние проекты V-A-C, мы увидим что и ранее они проходили часто либо в нехудожественных музеях, либо вообще вне музейных и галерейных пространств — в местах, не предполагающих, как правило, присутствия современных художественных практик. И выбор таких мест всегда был связан с идеей смещения границ, которая и нашла отражение в формуле «расширение пространства».

Фонд никогда не стремился быть просто точкой на карте, которая стягивает к себе людей, как действуют многие культурные институции. Наоборот, кураторы фонда  стремятся предложить людям исследовать и осмыслять городское пространство, окружающую их реальность, повседневную жизнь, не отделяясь от мест проживания, досуга и повседневных дел. Поэтому нет ничего удивительного, что в 2019 году была запущена вторая итерация проекта «Расширение пространства. Из центра».

ИЗ ЦЕНТРА 

«Из центра» — это шесть проектов, которые фонд реализовал на площадках города Москвы, разрабатывая новую методологию взаимодействия современных художественных практик, города и его жителей.

«Важно отметить, — говорит куратор V-A-C Ярослав Алёшин, — что идея проекта «Из центра» связана не только со стремлением узнать, как и чем живут люди в Москве. Мы хотели показать и то, что делаем сами. Это не было миссией по «окультуриванию» районов, находящихся за пределами культурно-географического центра. Мы стремились к знакомству и обмену опытом. Это важно — мы надеемся, что в будущем люди, с которыми мы познакомились, придут в ГЭС-2 и принесут туда свой опыт, свои идеи и поделятся ими с нами и друг с другом. В этом и состоит главный принцип нашей деятельности — идея совместного культурного производства. И в проектах 2019 года мы пытались заниматься именно этим.

Впрочем, делать «вместе» можно по-разному. Можно, например, нанять человека, который будет делать что-то вместе с тобой. Но подобные отношения будут далеки от принципов равноправия и партнерства. Или можно позвать человека на экскурсию и просто рассказывать ему, что он должен знать и думать об увиденном. Однако это односторонний процесс, никак не умножающий наши собственные знания и представления о том, чем мы занимаемся. Именно поэтому, мы все время подчеркиваем, что ГЭС-2 не должна стать музеем. То есть местом, где людям будут просто рассказывать, что им думать по поводу созданного, привезенного и выставленного нами. У нас есть знания в области истории и теории искусства и современной культуры. Но это лишь часть знания, которым обладает общество. У других людей есть иной опыт, связанный с их жизнью и социальным бэкграундом. Мы верим, что эти два (три, пять и т.д.) взгляда, направленные на общий предмет в процессе его исследования и, скажем так, приладки к жизни, способны образовать более широкое и полное видение; опыт культуры более глубокий, чем у каждого из нас по отдельности.

МЭИ (Московский энергетический институт) как место важно для V-A-C символически, так как ГЭС-2 (ред. в котором расположится фонд) — в прошлом одна из старейших электростанций в Москве, большая часть работников которой были выпускниками этого института. Фонд символически с ним связан. С одной стороны, мы пытались отдать должное этой связи, а с другой стороны, создать что-то вместе с сегодняшними студентами. 

Проект состоял из двух частей. Одна из них — «ГЭС-2 опера», либретто которой было создано поэтом Андреем Родионовым на основе воспоминаний работников электростанции. Музыку сочинил композитор Дмитрий Власик, а постановку осуществили режиссер Всеволод Лисовский и художница Ирина Корина. Само действо состоялось в историческом здании лабораторного корпуса МЭИ, в конструктивистской постройке с высокой башней и спиралевидным пандусом. Постановка не была задумана как долгосрочный проект, показы прошли всего два раза, но опера была записана и будет жить и звучать в стенах ГЭС-2, а также, возможно, в других проектах фонда.

Вторая часть «Непрерывных токов» — это модернизация студенческого кампуса на территории университета в результате совместной работы команды фонда, студентов МЭИ и молодых архитекторов из бюро «Проектная группа 8». Архитектурный проект и функции площадки разрабатывались в режиме регулярных общих встреч, в ходе которых мы вместе определяли, что в действительности могло бы быть важно и полезно учащимся университета и какое место на его территории они могли в полной мере считать своим. 

МЭИ — это учебное заведение, где занимаются более тысячи студентов. «У университета есть знаменитое ДК, но это такое же большое и не очень гибкое учреждение. К тому же оно не совсем про отдых. А студентам иногда хочется просто где-то провести время, не выбираясь за пределы большой территории ВУЗа; отдохнуть, расслабиться и пообщаться с людьми. Именно такое пространство мы задумали создать вместе. Работа над ним — это не только способ реализовать творческий потенциал студентов, но и способ установить человеческие, как принято их называть, горизонтальные связи между участниками команды. Как раз это и видится нам главным залогом продолжения и развития отношений между студенческим коллективом и будущей институцией ГЭС-2», — рассуждает Ярослав Алёшин.

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

«Основано на реальных событиях» — другой важный проект программы, который V-A-C реализует в Smart-библиотеке им. Анны Ахматовой. Это одна из муниципальных библиотек, недавно прошедшая реновацию, где работает открытый к творческим экспериментам коллектив, стремящийся построить диалог с районом и читателями. 

Проект также строился из двух частей. Первая — это мюзикл, созданный жителями Крылатского вместе с известным молодым режиссером Андреем Стадниковым, композитором Дмитрием Власиком и художницей Шифрой Каждан, на основе их историй, а также текста французского философа Ги Дебора. Постановка была показана в библиотеке 28 и 29 июня 2019. 

Стоит отметить, что на призыв поучаствовать в такой постановке жители района откликнулись с энтузиазмом. Однако, с самого начала кураторской группе было понятно, что имя Ги Дебора многие из них слышат впервые, и что вопросы, которые мы пытались поставить друг перед другом в рамках проекта: что такое публичное пространство, кто делает его публичным, какова в этом роль каждого из нас, — для многих людей не имеют готового ответа. Из этих размышлений и возникла вторая часть проекта, выросшая впоследствии в один из постоянных форматов взаимодействия фонда и жителей города.  

На базе библиотеки была создана постоянно действующая группа, в формате которой участники проекта и все желающие стали придумывать и обсуждать различные творческие инициативы, связанные с культурной активностью в городском пространстве, исследованием локальной идентичности коллективной памяти и других элементов общего знания ее участников. Создание группы совпало с приглашением в Москву американской художницы Сьюзан Лейси, которой предложили присоединиться к нашему исследованию городской повседневности и локальных сообществ. Ее приезд и лег в основу сюжета для первого публичного шага группы.

Рассказывает Ярослав Алёшин: «Мы выяснили, что одним из центральных эпизодов коллективной памяти жителей Крылатского является визит в район Маргарет Тэтчер, состоявшийся в 1987 году. К тому моменту район был еще только построен и считался образцово-показательным, соответствуя самым высоким советским критериям развития социальной инфраструктуры. В нем были библиотеки, универсамы, школы, все было рационально спроектировано и продумано в плане архитектуры. Визит британского премьера, безусловно, вызвал огромный интерес всех жителей Крылатского района. Это событие до сих пор вспоминают как некий общий опыт не только те, кто стал его свидетелем и участником, но и те кто родился существенно позже. Это настоящий локальный миф. 

Так вот, вспоминая эту историю, мы решили, что она могла бы стать хорошим способом вновь объединить людей и через процедуру показывания, авторской экскурсии, взглянуть на район более широким, не будничным взглядом — взглядом визитера, который здесь впервые. И присутствие такого визитера, которым стала Сьюзан — новая иностранная гостья Крылатского, увидевшая район спустя 30 лет после тех памятных событий — стало для нас в этом отличным подспорьем.

Собралась достаточно большая группа, мы прошли по основным точкам района, поговорили о том, что произошло за эти годы, что изменилось к худшему или к лучшему и как люди сами создают эти изменения.  Затем участники собрались в библиотеке, чтобы пообщаться друг с другом и со Сьюзан. По итогам экскурсии число участников группы значительно выросло, стало понятно, что это формат, востребованный жителями района. Причем, не только молодежью, но и людьми средних лет, пенсионерами».

Все  это общение вылилось еще в один проект, три телемоста с жителями Крылатского, Ясенево и Новогиреево в ноябре и декабре связали желающих со стройплощадкой ГЭС-2, нового общественного пространства культуры на Болотной набережной и будущего дома фонда V-A-С. Экскурсии по стройке дистанцированно проводили рабочие, строящие здание.   

ПРАВОСУДИЕ ПРОТИВ ШЕРСТИ

«Говоря о различных инициативах, реализованных в рамках программы «Расширение пространства. Из центра», стоит коснуться проекта, организованного совершенно иначе, чем остальные: не по принципу территориальной локализации и привязки, а вокруг увлечений и интересов участников. Речь о таком особом и даже, в известной степени, закрытом сообществе, как шахматисты. Одним из экспериментальных направлений культурной деятельности фонда является развитие практики игр живого действия или live action role playing — LARP, как они часто обозначаются с помощью английской аббревиатуры. Это интересное и имеющее широкое распространение в современной культуре направление деятельности, востребованное не только в практике различных сообществ, но и, например, в коучинге, тимбилдинге и др. 

 

Действие ролевой игры «Правосудие против шерсти» основано на текстах средневековых судов, но  развернулось в наше время,и в альтернативном мире, где компьютерные и биотехнологии ушли далеко вперед, а идеология и мораль — назад, вернувшись на уровень Средневековья. — объясняет Ярослав Алёшин. — Приглашая шахматные сообщества,  мы решили, что именно им было бы интересно стать первыми участниками этого проекта». Игра «Правосудие против шерсти» прошла 20 июля в Школе управления «Сколково», в котором фонд нашел заинтересованных партнеров.

МУЗЫКА МОСКОВСКИХ РЫНКОВ «МОСКОВСКОЕ СОЛО. КУНСТХАЛЛЕ МУЗЫКИ»

Был у V-A-C в 2019 году и проект, связанный с изменением живой повседневности. «Московские соло. Кунстхалле музыки» основан международным куратором, художником и композитором Ари Бенджамином Мейерсом. Работники московских рынков и торговых центров вместе с приглашенными музыкантами и исполнителями, приняли участие в разработке музыкальных композиций, а затем и исполнили эти композиции на рабочих местах. Таким образом, в музыкальных интервенцииях участвовали: Антоха МС — Лениниградский, Черемушкинский — Анастасия Толчнева (Lovozero), Братиславский — группа «Созвездие Отрезок», в ТЦ «Тройка» — Виктор Алимпиев и Алексей Коханов. «Это может изменить представление людей о месте искусства в их жизни, — уверен Ярослав Алёшин. — Даже в самой утилитарной бытовой ситуации можно найти место для такого рода практик, и это совершенно не мешает тому, ради чего люди приходят на рынок. Ситуация в которой, работники рынка получают возможность выразить себя в различных творческих практиках и получить от этого удовольствие, не помешает людям купить помидоры и мясо». 

КИНОФОРУМ И КИНОМАСТЕРСКАЯ «ОТ СЕБЯ»

В качестве еще одного средства творческой реализации в рамках программы, фонд исследует  кино и видео — самодеятельное, любительское или авторское, — можно называть по-разному, и реализует эту идею с помощью проекта «От себя», который начался кинофорумом в кинотеатре Юность. Базировался проект в районе Щукино, хотя затронул и соседние районы, Хорошёво-Мнёвники и окрестности. В киномастерской под руководством Андрея Силиверстова сняли альманах «Сны на районе». Жители района с другими участниками работали над собственными новеллами. Каждый участник получил возможность и самостоятельную историю снять, и включить ее в коллективный фильм. «Такой способ взаимодействия с районом, — считает Ярослав Алёшин, — востребует и сюжеты коллективной памяти жителей района, и его топонимику, и локальные знания, связанные с наличием или отсутствием тех или иных мест, ведь везде есть свои достопримечательности».

СТРАННЫЕ КРУЖКИ

Проект «Странные кружки» тоже связан с разработкой методологии и изменением традиционных форматов. В партнерстве с домами культуры и культурными центрами Москвы, где существуют кружки для детей и подростков, фонд осуществил программы, расширяющие представление о том, что такое творчество, что такое художественное производство. Из этого партнерства возникли 7 кружков,  среди них, например, «Чудовищный кружок монструозности», «Практики пространства» и «Инди-хор».  

В рамках «Инди-хора»,  проходившего в КЦ «Мосарт», участниками которого стала театральная группа режиссера Антона Сытина— рассказывает Ярослав Алёшин, — мы хотели изучить как слово преобразуется в звук, рассмотреть границу между работой драматурга и композитора и убедиться, что границы между медиумами в современном искусстве стираются. Материалом для этого кружка стали радости, жалобы, предложения и гневные высказывания участников; они удивительно заработали, собранные в единый корпус в том числе потому, что группа состояла из людей разных возрастов. Сложившаяся партитура была также озвучена участниками, за два месяца работы они создали из своей группы шумовой оркестр. Результатом стал экспериментальный аудио-трек, записанный в студии, что было новым опытом для многих участников. Мы надеемся, что для участников это станет импульсом к осознанию, что переживания важны и могут быть преобразованы в произведение искусства». Весной «Странные кружки» работали в ДК «Берендей», а в октябре-декабре проходили в КЦ «Вдохновение», КЦ «МосАрт» и КЦ им. И. М. Астахова.

ОБ ОТКРЫТИИ ГЭС-2

«Из центра» — это расширение методологии, формирование того социального фундамента, на котором мы строим площадку ГЭС-2. Эти связи, которые мы сейчас устанавливаем, надеемся, сохраняться после того, как проекты будут завершены. Поэтому для нас важно, что это действующие площадки: библиотеки, дома культуры, университет, то есть мы понимаем, что у этих людей останется место, где они продолжат заниматься творческими инициативами, и мы продолжим с ними общение, и будем искать способы найти для этого продолжение. Когда ГЭС-2 откроется, мы будем рады видеть людей с их проектами, с их идеями, с рассказами о том, что им удалось сделать за этот период. Собственно в этом, совместном производстве культуры, один из главных принципов работы фонда V–A–C.   

В каком-то смысле мы создаем дом культуры Москвы, большого города, очень разнообразного. Поэтому проекты тоже очень разные, направленные на разные аудитории.

ГЭС-2 — это, прежде всего, общественное культурное пространство, не музей. Конечно в нем есть место выставочному и пространству, и есть хранилище для коллекции фонда. Но площадь в 38 тыс. кв м подразумевает еще и наличие других важных программ как и постоянного их развития».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: