Социальные сети сейчас заполнены фотографиями наших друзей со свежо приготовленными рагу, домашней закваской и самодельными масками, созданными во время постоянного пребывания дома из-за коронавируса. Но наряду с ними особняком стоит еще одно повальное домашнее увлечение: творчески воспроизводить знаменитые картины, скульптуры и фотографии в домашней обстановке. Эта тенденция продолжает распространяться в Интернете с начала марта. Мировые музеи от Калифорнии до Амстердама активно поддерживают это начинание. По всему миру новый флешмоб проходит под разными хештегами от #quarantinart и #BetweenArtandQuarantine до #Tussenkunstenquarantaine и #covidclassics. В России наиболее заметна группа Изоизоляция

Подражание известным картинам стало самым желанным отвлечением и источником юмора, как для тех, кто рассматривает результаты, так и для тех, кто превращается в авторов и создает свои работы. Посторонитесь, вирусные танцы в TikTok, концерты в прямом эфире и мемы о карантине. Новая форма выражения представляет собой совершенно иной вид творческого труда. В буре глобальной неопределенности именно в искусстве люди нашли якорь.

ИНИЦИАТИВА СНИЗУ

Сегодня сложно отследить, с чего именно все начиналось. Во многих странах идея развивалась параллельно. Где-то ее подхватывали крупные музеи, но чаще, как любая хорошая инициатива, она шла снизу. Истории людей, как они впервые решили пародировать картины, как две капли воды похожи одна на другую.

Например, Кьяра Грилли призналась изданию Time, что живет в двухкомнатной квартире, без балкона, без сада. Через две недели самоизоляции она начала чувствовать «удушье». Однажды утром, зайдя в спальню, она обратила внимание на мягкий и красивый солнечный луч. Первая мысль была: «Как же уже хочется выйти!», но тут же пришла вторая — как же это похоже на картину Эдварда Хоппера, американского художника XX века, прославившегося своими драматичными, но минималистичными сценами из повседневной жизни (подробнее о том, почему сегодня мы все персонажи картин Эдварда Хоппера, читайте в нашем материале). В итоге, найдя в гардеробе подходящее платье и заручившись поддержкой своего парня, девушка воссоздала «Утреннее солнце» Хоппера и поделилась изображением в социальной сети. Ее друзья оказались полны энтузиазма, и Грилли решила создавать страницы в социальных сетях под названием Quarantinart. Сейчас у нее уже масса фото, тысячи подписчиков, она намерена продолжить проект даже после изоляции. По ее словам, она нашла что-то, что действительно помогает ей веселиться и в то же время выражать свою творческую сторону

УЛЫБНУТЬСЯ

Флешмоб охватил и Россию, причем жадно и массово. Почти полмиллиона человек ежеминутно предлагают свои версии известных картин. Кто-то ругается из-за большого количества обнаженной натуры. Но интересно, что наиболее популярные работы — это не те, где достигнуто точное сходство, а те, где наиболее оригинально проявлены чувство юмора и творческая мысль. Мужчины предстают в образе женщин, вместо знаменитых персонажей людей, люди используют собак и кошек. Юмор особенно нравится подписчикам группы, это один из самых древних способов избавить себя от гнетущих мыслей.

ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ

В подражании известным картинам люди находят не только выход для своего творческого видения и чувства юмора. Для многих участие в изоизоляции — это отвелечение от горя и ярости, от страха и потерь, возможность не чувствовать себя беспомощным и одиноким, найти поддержку. Под каждой фотографией обязательно находятся комментарии людей, которые так же заперты и призывают продолжать в том же духе. Многие участники после публикации интересной фотоработы получают сообщения от друзей, с которыми долгое время не общались.

СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

В своих публикациях люди часто рассказывают истории, как именно им пришла в голову идея той или иной пародии, как они ее реализовывали. Многие посты напоминают кулинарные рецепты. Кто-то вовсе подходит к созданию фотографии как к технической задаче. Причем почти в каждом третьем посте герои признаются, что неожиданно получили массу энергии, пытаясь воплотить тот или иной изобразительный шедевр. Изоизоляция становится не столько способом чем-то себя занять, сколько возможностью сконцентрироваться на чем-то материальном, не из мира онлайна.

ПРОЯВИТЬ ФАНТАЗИЮ

Кто-то использует вместо распущенных волос медицинские перчатки. Кто-то выкладывает картины из продуктов питания. Особенно популярны работы с использованием гречки и туалетной бумаги. Людям не столько важно строгое соответствие, сколько тот факт, что для реализации не нужны специальные художественные материалы. Именно из-за своей доступности подражание картинам стало глобальным хитом. Людям нравится видеть не столько результат кропотливой работы, сколько полет чистой идеи, силу креативности. К тому же, всегда приятно знать, что при желании ты можешь увиденное пвторить. Создавая подобные работы, люди испытывают особую радость от того, что придумывают вторую жизнь для вещей, которые годами пылились у них дома.

ОСВОИТЬ КОМПОЗИЦИЮ

Помимо социальной важности глобальное увлечение копированием великих произведений несомненно несет неплохую образовательную функцию и напоминает о ценности искусства. Из-за закрытий музеев, галерей и выставочных залов наше взаимодействие с объектами культуры уменьшилось, но при этом усилилось наше человеческое стремление к такому взаимодействию. По всему миру люди возвращаются к искусству. Конечно, для многих, изоизоляция и ее мировые аналоги — это лишь дополнительный способ борьбы со скукой, но даже в этой интенции чувствуется подсознательное желание выразить дискомфорт от расставания с искусством. Подражая картинам, мы вступаем в новые отношения с произведениями, мы начинаем декомпозировать их. Разглядывая чужие результаты, мы начинаем на бытовом уровне оценивать композицию. Безусловно, столь масштабный интерес к мировому искусству — мера, которая позволит нам после изоляции взглянуть на искуство другими глазами

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: