В рамках осеннего выставочного сезона в Мультимедиа Арт Музее представлен проект московского дуэта «ЕлиКука» — художников Олега Елисеева и Евгения Куковерова. Визитная карточка арт-группы «ЕлиКука» — смех, непринужденная постмодернистская игра, в правилах которой отсутствует обязательное условие расшифровки ходов. О самой смешной выставке начала сезона рассказала Екатерина Чернова.

Олег Елисеев и Евгений Куковеров работают совместно с 2007 года, параллельно участвуют ещё в нескольких проектах — в том числе, играют в составе панк-группы «I.H.N.A.B.T.B.» («ай хэв нот эни брекфаст тудей бич бойз»). На выставке зрителю не вменяют ответственности за глубокое понимание происходящего, главное — втянуться. При таком подходе «ЕлиКука» играючи преодолевает непроницаемость современного мира искусства и открывают двери посетителям, не вовлеченным во все его нюансы и перипетии. 

Проект «Сила искусства. Просроченный юбилей» представляет пример специфического формата, который можно назвать «искусством об искусстве». Здесь каждая работа иллюстрирует тот или иной старый затянувшийся спор, бурлящий в недрах искусствоведческой кухни — о том, каким должно быть произведение искусства. Например: где должна пролегать граница между «элитарным» художественным творчеством и китчем, лицом массовой культуры, и стоит ли эту границу охранять? Или: сколько времени и сил должен потратить художник, чтобы его работа по праву считалась произведением искусства? Как определить подлинное искусство и бывает ли такое вообще? Эти и другие тенденциозные вопросы «ЕлиКука» актуализирует в своих проектах. При этом художники могут преувеличить масштаб проблемы, использовать тонкую (или не очень) иронию, пародию, каламбур. Их работы — это все что угодно, только не скука.

На выставке в МАММ художники создали целую панораму спорных вопросов об искусстве. Отдельные инсталляции, узловые точки образуют своеобразную сеть, и отсутствие этикеток при этом никак не мешает считывать концептуальный месседж. Например, тренажер, помещенный в центр экспозиции, транслирует двоякий, но и самый буквальный смысл: искусство требует жертв, усилий, однако работа не дает единожды финального результата, но требует непрерывной тренировки чувственного и интеллектуального восприятия; иными словами, актуальное искусство скорее устремляется к «идеалу», нежели репрезентирует его в готовом виде. В этом его сила и слабость. 

Кстати, тема хрупкого искусства тоже остроумно материализуется в экспозиции — в виде известных символов прекрасного (гипсовой головы, грозди винограда) или мусора (смятых банок из-под краски и энергетиков), которые служат опорами фиктивных колонн (для усиления эффекта одна из них вообще сделана из пенопласта). 

«Идеал» в свою очередь тоже ставится под вопрос. При этом художники обращаются к наиболее традиционному и понятному сюжету голландского натюрморта — остроумно утрируя понятие «мощности» живописного образа, сводя его к калорийности изображенных продуктов. «На серьезных щах» карикатурное выражение в математических формулах и графиках отсылает к попыткам классификации живописи по различным признакам — от общего места «правдоподобности» изображения до детального анализа живописного письма, степени изящности завитой шкурки лимона или прозрачности стекла. Эти параметры в свое время действительно становились решающими для оценки ремесла художника. Проблема в том, что зачастую критерии, преобразованные до неузнаваемости, оказываются перенесены в современный контекст, в котором художник имеет отчаянно мало общего с ремесленником. «Просроченный» идеал продолжает служить основой суждения об искусстве. Еще забавнее то, что чувственные критерии оценки произведений («красиво», «свежо», «тонко», «изящно» и прочие эпитеты) парадоксальным образом получают объективный статус и используются для построения неопровержимых и очень серьезных доводов. На практике это, конечно, выглядит не так откровенно, но в этом и заключается метод, с которым работает «ЕлиКука» — выхватить проблему и развернуть ее широким жестом, довести до полного абсурда. 

«Сила искусства», как некий устойчивый миф, демонтирована и воссоздана в инсталляциях, с помощью которых зритель может попробовать себя в роли художника. Например, «ЕлиКука» предлагают очевидный способ перевести «силу искусства» в исчисляемый эквивалент — использовать силомер, в устройстве которого молот заменен на кисть, а шкала измерения силы удара, показывает потенциальную стоимость произведения. При этом наиболее высокий показатель — отметка «R.I.P.», — то есть, чтобы быть по-настоящему великим художником, непременно нужно быть мертвым художником, так чтобы посмертное признание было для всех неожиданностью, фурором. Вот тогда это сила. При этом необходимо помнить об условиях игры: речь идет о традициях близких к абстрактному экспрессионизму, в общем основании которых — выразительность движения кисти. Если Вы, скажем, минималист, то следуя этой логике, вполне можно заработать признание и при жизни.

Паутина, сплетенная художниками в выставочном пространстве МАММ, раскрывает альтернативный, фарсовый образ трудов художника и восприятия произведения искусства. «Сила искусства» измерена в килоджоулях, подключена к автоматическому механизму или явлена в чистой случайности (следуя сюрреалистскому принципу соседства швейной машинки с зонтиком) — эдакий калейдоскоп интерпретаций, который показывает, что современное искусство иногда может дать повод посмеяться. «ЕлиКука» — мастера в этом деле, так как прямое воздействие их работ не ограничено принципиально профанной или продвинутой аудиторией. Массив наболевших вопросов о ценности, традиции, легитимности, авторстве, стоимости искусства художники переносят в общедоступное поле взаимодействий, предлагая покончить с недопониманием и быть попроще.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: