Компания Theatrehd подготовила для майских показов серию трансляций нового спектакля, который обещает стать одним из самых громких событий сезона: «Всё о Еве» бельгийского режиссера Иво ван Хове в постановке лондонского театра Ноэла Кауарда. Основой пьесы стал оскароносный фильм «Всё о Еве» Джозефа Манкевича, удостоившийся в 1950 году 14 номинаций на премию Оскар. Показы будут проходить на экранах кинотеатров более 40 городов России и завершатся 31 мая. 

«Всё о Еве» — спектакль-перевертыш. Он переносит из бродвейского мира в экзистенциальный театр. На поверхности остается театральное закулисье: гладкие лица, стильные костюмы, лёгкие диалоги, любовные интриги. Чуть глубже залегает прячемое и давимое: неуверенность, беспомощность, панический страх одиночества. А ещё глубже — бесчувствие. Холодное и дерзающее, оно формирует привязанности масс и творит кумиров. Слой за слоем история очищает себя от наносного приличия, и, под конец, не выдержав, корчит жуткую гримасу: нет великих артистов, нет прирождённых талантов, нет особой касты творцов. Есть люди, готовые во всё это верить, и есть другие — готовые всё это упаковывать. 

Спектакли Иво ван Хове неизменно вызывают ажиотаж. «Всё о Еве» в ряду других выглядит несколько сдержанно: здесь нет супер-зрелищности, как в «Одержимости», и нет шокирующей жесткости, как в «Тайной силе». Но спектакль держит крепко — своей эквилибристикой на грани Бродвея и психологического триллера. История о противостоянии блестящей стареющей дивы и юной, подающей надежды актрисы, — сюжет, не понаслышке знакомый любой театральной труппе, — выливается в нечто гораздо большее. По сути, в противостояние личного с общим миром человеческих условностей. 

Главное

Ключевым приемом в спектакле является ЖК-экран, который транслирует происходящее из мест, невидимых зрителю. Действие на авансцене идёт своим чередом, а в это время в задних комнатах разворачивается совершенно другая история. Самое шокирующее происходит в ванной — месте, где человек привык ощущать себя наедине с собой и где нет нужды притворяться. У ван Хове все на виду: никакой игры в загадки «кто плохой, а кто хороший».

Только к пониманию человеческой мотивации панорамное наблюдение не приближает нисколько: можно хоть всю жизнь пристально смотреть за человеком через камеру, досконально изучить его привычки и манеру поведения, а он все равно — в любую секунду — возьмёт и совершит то, что в голову не пришло бы от него ожидать. Не предательство, не обман — просто у его камеры другая разрешающая способность, другой формат съёмки, другой предмет в фокусе объектива. Им может быть семья, или деньги и слава, или страх оказаться никому не нужным. Самое страшное начинается с появлением в кадре человека, у которого нет фокусировки. Которому одинаково безразличны и слава, и чувства, и те, кто гонятся за славой и чувствами. Которому просто интересно наблюдать за другими — и он берёт в руки камеру, объявляет правила игры и с бесстрастием убийцы начинает запись.

Почему стоит смотреть

1) Подойдет для разного зрителя

Прелесть спектакля в том, что он способен завоевать и искушённого зрителя, и не очень. Любители внешнего действия останутся довольны: здесь яркие персонажи, острый юмор, нарастающий драматический накал и «вот-это-поворот» в кульминации. Есть и более глубокая прослойка, с которой можно счистить всё внешнее — и, в таком случае, захват мозга экзистенциальными размышлениями неизбежен.

2) Актерский состав
 
Поклонникам «Секретных материалов» стоит смотреть однозначно — хотя бы из-за одной только Джиллиан Андерсон в роли всевластной примы Марго Ченнинг. Лили Джеймс («Mamma Mia! 2»; «Гордость и предубеждение и зомби») в роли молодой звёздочки Евы Харрингтон порадует не меньше: действительное ВСЁ о Еве станет понятно только к последним минутам спектакля. 

3) Кино

На спектакль смело могут идти все, кто не выносят скуки театра и поэтому предпочитают ему кино: здесь два искусства сливаются в единое целое, и сказать, чего тут больше, сложно. Что невероятно завораживает — это сам процесс съемки: она ведётся прямо на ваших глазах и сразу отображается на экране. Операторы, в режиме реального времени наблюдающие за героями, открывают зрителю доступ в самые недра разворачивающихся событий.

О чем задуматься?

История со съёмкой вселяет вопрос, от которого сложно отделаться после выхода из зала: откуда берётся этот общий ракурс, с которого люди смотрят на вещи? Ракурс, с которого объекты подсвечиваются надписями: «знаменитость», «выдающийся», «общеизвестный»? Как к человеку приходит слава, почему все вдруг дружно начинают кем-то восхищаться? Может быть, всё дело в поясняющих табличках, которые режиссёр заранее разложил на площадке? Поставил декорации, написал под ними «вот предел мечатний», запустил людей, и теперь стоит, смотрит —  как они барахтаются, повзрослевшие дети, одержимые желанием очередной игрушки: роли, денег, Голливуда. Кричат «хочу!», тянут руки, а если не дают — зверски улыбаются и идут по головам.

В конечном итоге, главный вопрос каждого — это вопрос выбора, чем заниматься: настраивать камеру общего вида и сражаться за место в кадре — либо самому брать в руки аппарат и снимать своё кино. Обе героини свой выбор сделали, теперь очередь за зрителем.