В рамках Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова на сцене Театра им. Вл. Маяковского на Сретенке прошли показы спектакля из Сан-Паулу «Визиты к мистеру Грину».

Одноименная пьеса была написана Джеффом Бароном в 1996 году и с тех пор ставилась более четырехсот раз, в разных странах, включая Россию. Секрет успеха пьесы кроется во внешней простоте. На сцене два героя, ведущие бесконечные беседы в попытке залечить обострившееся в присутствии другого человека одиночество.

По схожему шаблону написан целый ряд пьес. Сначала происходит неожиданная, на первый взгляд, встреча двух мужчин, постарше и помоложе. Затем между ними завязываются почти дружеские отношения, и тайна, которая все меняет. Так же построена и пьеса «Загадочные вариации» Эрика-Эмманюэля Шмитта, написанная в том же 1996 году, и «Фальшивая нота» Дидье Карона 2017 года. От этих пьес «Визиты к Мистеру Грину» отличает только то, что скелет, припасенный драматургом, выпав из шкафа, лишь укрепил сложно складывающуюся дружбу. 

Мистеру Грину восемьдесят пять лет, он потерял любимую супруг Йетту и остался абсолютно один. Примерно в это время в его жизни появляется Росс. Молодой мужчина почти сбил старика на дороге, и теперь обязан полгода заботится о мистере Грине и навещать его каждый четверг. Отношения героев складываются непросто, пока мистер Грин не выясняет, что Росс, как и он, еврей. Национальная идентичность становится ключиком к взаимопониманию. Старик начинает опекать парня как сына, пока хлипкий мостик общности не обрушивается признанием Росса в том, что он гомосексуалист.

Можно сказать тема для 2015 года, когда был поставлен спектакль, устарела. Наше общество стало значительно терпимее и популярность пьесы теперь объясняется лишь тем, что она удобна для постановки: идеально раскладывается на двух звезд на сцене, может стать бенефисом для актера в летах и не требует от режиссера сложного вмешательства, даже наоборот предполагает сдержанность и самоустранение. Все эти признаки номинально присутствуют в постановке Кассио Скапино: незримая рука режиссера, легенда Бразилии Сержио Мамберти в роле мистера Грина, сильный дуэт с Рикардо Желли в роле Росса. Да, можно сказать что кроме актерской игры в спектакле не осталось ничего, чтобы отзывалось в сегодняшнем дне, но не все так просто.

Сюжет предлагает рассмотреть не ту политкорректность, которую внушают с детства как правила вежливости, а механизм ее происхождения, грубоватый и даже циничный. Один из лучших диалогов в спектакле начинается с фразы — «еврейский мальчик не может быть фейгеле (гомосексуалистом)». После этих слов Мистера Грина Росс приводит больше десятка сходств между евреями и гомосексуалистами, объединяя их в группу меньшинств, находящихся в вечном гонении. «Это не соревнование», — отвечает он на замечание мистера Грина, что евреев в холокосте погибло больше. Смягчённый актерскими интонациями диалог вызывает у зрителей улыбку и даже смех, но в этом не-соревновании скрыт подлинный азарт, с которым человек выделяет признаки тождества. Пылкость Росса и старческое упрямство мистера Грина — две стороны одного явления. Деление на своих и чужих — свойство психики, от которого человек не готов отказаться, пока оно не начинает угрожать его существованию. Только эта угроза, загоняющая героев на грань самоуничтожения (а не желание навязать зрителю мелодраматичный финал), заставляет мистера Грина отказаться от своих представлений, а Росса совершить каминг-аут.

«Визиты к мистеру Грину» — космополитный рецепт выживания, начинающийся как плохой анекдот, — «В одной Нью-Йоркской квартире встретился гей и старый еврей...». То, что в этой истории, вопреки трогательной потерянности героя Сержио Мамберти, больше не слезливого, а резкого и смешного, свидетельствует, что актуальность она по-прежнему сохранила, даже если мы, уверенные в своей толерантности европейцы, убеждены в обратном.