Театральная компания FC Bergman показала свой спектакль «Земля Нод» на двух Российских фестивалях. Сначала на Театральной Олимпиаде в Санкт-Петербурге, потом на «Вдохновении» в Москве. В обоих случаях зрители увидели постановку в разных локациях, но в одном пространстве. Оно путешествует по миру с бельгийским коллективом и является неотъемлемой частью спектакля.

ОСОБОЕ МЕСТО

Для каждого показа воссоздается место — галерея Рубенса из Королевского музея изящных искусств в Антверпене, и временной период, когда зал был закрыт на реконструкцию. В этом одна из главных особенностей спектакля: пространство понимается в нем не только как предметная среда или очерченное границами место, но и как философия. 

В переводе с иврита «Земля Нод» — «страна странствий», земля, куда согласно ветхозаветной Книге Бытия, был изгнан Каин после убийства своего брата Авеля. Миф, подпитывающий надежды отверженных обрести пристанище в Новом свете. Когда эпоха географических открытий закончилась, поиски такого места переместились на просторы человеческого сознания. Музейный зал в спектакле — в первую очередь метафора, аналог спасительной земли. Помещая в защищенную среду предметы искусства, являющиеся результатом творческого поиска, душевных переживаний, мысленных усилий, не пытается ли человек таким образом, пусть и виртуально, оградить от разрушающей силы времени и среды свой хрупкий внутренний мир?

Зрители входят в конкретное пространство о котором точно знают «где» и «когда», но попадают в иллюзорное место, переживаемое ими конкретный момент.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ

Несколько сюжетных линий спектакля объединены одной темой — человеческой уязвимостью. Нагляднее ее делает противопоставление маленького человека чему-то огромному по сравнению с ним. В музейном зале, опустевшем перед ремонтом, этим огромным становится последняя картина — «Прободение ребра Спасителя» Рубенса. Она отражает сразу два явления: Божественную идею и Искусство, подавляюще великих для человеческого понимания.

Герои — случайные посетители музея, сталкиваются с этим полотном, как с великим потрясением. Их реакция настолько абсолютна, что выглядит со стороны абсурдной. Они прикасаются к холсту, обнажаются перед ним, пытаются с ним слиться, и это только начало путешествия за границу привычного. Поведенческую норму в спектакле демонстрируют на минуту появляющиеся на сцене китайские туристы, на автомате фотографирующие картину не взглянув на неё.  

FC Bergman рассматривают музей не как свод ограничений, а как на возможность увидеть искусство вне правил, словно озарение. Пока их герои пробегают сквозь зал цитируя «Банду аутсайдеров» Годара, разводят костер на полу, создают инсталляции в «чужом выставочном пространстве», перформеры будто бы сами преодолевают ограничения, предъявляемые искусству.

БУДУЩЕЕ?

Связующая история между трагедией человека, ищущего убежище, и художника, раздвигающего границы, в «Земле Нод» — это серия эпизодов о музейном работнике и его ангелах-помощниках, охранниках музея. Безымянный хранитель, занимающийся перемещением экспонатов перед реконструкцией, пытается придумать, как вынести слишком большую картину. Ситуация доведена до крайности. В отчаянье, он пытается распилить раму, взорвать дверь, повисает на картине Рембрандта, как Гарольд Ллойд на стрелке часов. Комичность сглаживает груз ответственности и растерянности перед невыполнимой задачей сохранить явления гораздо значительней нас самих.

Накануне судного дня, пусть и уменьшенного до размеров музейного ремонта: разыгрывается самый оптимистичный из возможных сценариев. Когда картина все-таки спасена, на стенах музея, световыми пятнами вспыхивают уже покинувшие галерею  полотна, а охранники зажигают одну свечу для уставшего спасать мир человека, как на первый день рождения, потому что любой конец — это начало.