К открытию нового театрального сезона редакция «Вашего досуга» решила сделать подборку спектаклей, провоцирующих дискуссию на тему «порнография или искусство?». Обнаженное тело на сцене уже перестало восприниматься как эпатаж. Более того, оказалось, что в 2019 году спектаклей, где нагота — ключевой элемент художественного замысла, стало значительно меньше. Но мы вспомнили самые знаковые работы двух столиц, большинство из которых до сих пор можно увидеть и раз и навсегда закрыть для себя вопрос на «горячую тему».

«МАШИНА МЮЛЛЕР», ГОГОЛЬ-ЦЕНТР

Этот спектакль подбросил самую внушительную вязанку дров в огонь спора о допустимости наготы на сцене. Со дня премьеры прошло три года, но до сих пор можно случайно услышать зрительский комментарий в духе: «Пришла с мужем и не знала, куда глаза деть». Глаза, действительно, деть некуда, настолько масштабна работа с телом в спектакле Кирилла Серебреникова. Кирилл Семенович часто обращается к обнаженному телу, голых людей можно увидеть в большинстве его спектаклей, но именно в «Машине Мюллер» от нее нельзя отвернуться, отвлечься, переключить внимание на декорации или освещение. Обнажённые перформеры на сцене не отделимы от текста Хайнера Мюллера. Тело существует здесь по своим законам, оно свободно от внешнего диктата, пытающегося загнать его в рамки социальных норм и приличий. В качестве актеров в спектакле заняты Филипп Григорьян, Константин Богомолов и Сати Спивакова, но рассчитывать увидеть их голыми не стоит.

Москва. Расписание показов и билеты доступны на странице спектакля.

«ВАКХАНКИ», ТРАНСФОРМАТОР

Постановка Всеволода Лисовского входит в цикл «Молчание классиков». Полностью обнаженные женщины воюют с полностью обнаженными мужчинами, придерживаясь сценария, заданного пьесой Еврипида, не произнося при этом ни одной строчки из его трагедии. «Тело» и «текст» часто существуют в режиме противопоставления. Физический театр отрицает слово, а слово противится движению. В спектакле сложные взаимоотношения слова и тела доведены до предела. Текст проецируется на стену позади актеров, его можно держать перед глазами в бумажном виде и даже читать, отвлекаясь от анатомических подробностей, а можно забыть о тексте и погрузится в дикие страсти вакханок. Складывается ощущение, что «слово» и «тело» находятся на грани развода и требуют от зрителей, как от детей, выбрать, с кем те останутся жить — с папой или мамой.  

Москва. Расписание показов и билеты доступны на странице спектакля.

«КОЛЛАЙДЕР», ФЕСТИВАЛЬ «ФОРМА»

Сотню исполнителей для перформанса «Коллайдер», показанного на фестивале «Форма», набирали по объявлению в социальных сетях. В спектакле Максима Диденко каждый желающий мог станцевать голым под музыку группы Shortparis. В интервью, данном перед постановкой, режиссер говорил, что стремился объединить загадочную русскую душу с телом. 

«Коллайдер» — единственный не репертуарный спектакль в нашем списке, но опыт показывает, что перформансы, представленные на «Форме», повторяют для фестиваля-премии «Золотая маска», куда их стабильно номинируют.

«ВЕРНУВШИЕСЯ»

Отказываясь от ханжеской мысли, что голое тело всегда сексуально, не следует впадать в абсолютизм. Обнажённое тело в театре может быть и объектом эротических желаний. Один из таких примеров — «Вернувшиеся» — иммерсивный спектакль по мотивам «Привидений» Генрика Ибсена, предлагающий зрителю глубокое погружение в происходящее. Можно сказать, что чувственный опыт — главный «товар» на прилавке «Вернувшихся». В сцене оргии актеры не просто раздеваются, но и ищут зрительный контакт с публикой, переводя театральное зрелище в ряд интимных переживаний.

Москва. Расписание показов и билеты доступны на странице спектакля.

«ДЫХАНИЕ», ТЕАТР НАЦИЙ

Художник спектакля Ксения Перетрухина создает на малой сцене Театра Наций многократно умноженный мир Икеи. Ход времени отображается и отзвучивается (композитор — Сергей Невский) вещами и их постоянным повторением. На сцене, один за другим, появаляются идентичные стулья, сушилки для белья, как если бы их количество отсчитыволо день за днем. В этом бесконечном коридоре отражений, герои обсуждают будущее, которое за это время успела стать прошлым. Актеры одеваются и раздеваются отмеряя череду дней. Их тела одетые или обнаженные, в спектакле Марат Гацалова — такая же дань времени. Физическая молодость как и возрастные изменения, — тот же временной коридор из которого нет обратного пути. 

Москва. Расписание показов и билеты доступны на странице спектакля.

«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ» МДТ — ТЕАТР ЕВРОПЫ

Если вспомнить, как все начиналось, то одними из первых легализовали на сцене обнаженное тело режиссеры-традиционалисты. Они добавляли бытовую наготу, как краску реализма в свои работы, размывая границы между зрительным залом и театральной условностью. Так раздевает героев спектакля «Братья и сестры» Лев Додин в сцене бани. Зритель не придает значения голым телам, но ощущает легкий импульс из привычной ему жизни. Что может быть обыденней и правдивей раздетого человека в бане.

Петербург. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.

«24+», ТЕАТР.DOC

Отец новой драмы, Михаил Угаров, предлагает зрителю увидеть утопию нового миропорядка, в основе которого — свободная любовь и взаимное доверие. Здесь очень подробно пересказываются казусы обыденной жизни. Здесь не стесняются интимных и щекотливых деталей. Поэтому не смущает здесь и обилие ню. 

Москва. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.

«ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ», МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА

Вполне возможно, что именно импульс из «театральной классики» в ходе временных метаморфоз превратился в пощёчину общественному вкусу в спектаклях Константина Богомолова. У него нагота, с одной стороны, такая же бытовая, но при этом не отрицающая провокацию. В «Идеальном муже» обнажённое тело — элемент праздника непослушания, встряхивающего публику. Нагота в спектакле становится сценическим костюмом, уподобляясь рыцарскому доспеху. Предъявляемое голое тело скрывает от жадных глаз больше, чем открывает. 

Москва. Расписание показов и билеты доступны на странице спектакля.

«КОМНАТА ШЕКСПИРА», ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА

С точностью до наоборот преподносится обнажение в «Комнате Шекспира». Снимая платья, штаны, футболки, Юрий Бутусов, соскребает с героев верхний защитный слой. Вместе с одеждой режиссер сдирает с шекспировских влюблённых кожу, оставляя их безоружными и уязвимыми перед сильным чувством.

Петербург. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.

«ПИКОВАЯ ДАМА. ИГРА», ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА

Такой же беззащитной во сне видит Герман не то Лизу, не то старую графиню в «Пиковой даме» Евгении Сафоновой. Обнажая физическую оболочку на сцене, режиссер исследует душевную наготу. 

Петербург. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.

«ОНЕГИН», ПРИЮТ КОМЕДИАНТА

Оголенное тело в театре может стать и объектом неодушевлённым — анатомическим экспонатом, помещенным в витрину зрительского внимания. Для этого режиссеру достаточно создать дистанцию, позволяющею рассматривать живое тело, как статую. «Онегин» в постановке Романа Габриа в «Приюте комедианта» лежит в стеклянном ящике, напоминающем хрустальный гроб из «Сказки о мертвой царевне». Следуя за аналогией, Татьяна, как королевич Елисей, должна пробудить лишенное жизни и души тело (одна из главных дихотомий театра обращающегося к телесности — физическое и духовное), но зрители помнят, что эта «сказка» Пушкина о другом. 

Петербург. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.

«САД НАСЛАЖДЕНИЙ» KARLSSON HAUS

Внимание к живому-неживому драматический театр разделяет с предметным театром. С первых детских походов в театр кукол зритель имеет четкое (хотя и ошибочное) представление о том, какой должна быть кукла. То, что ее может заменить тело актёра, рассматриваемое как предмет, становится открытием. «Сад наслаждений», поставленный по мотивам триптиха Иеронима Босха предлагает рассмотреть плоть как куклу.  Из рук, ног, головы актеров собираются страшноватые гомункулусы, Ева и Адам соединены общим змеиным туловищем, извивающимся под ними. Предупреждение «18+» присвоено спектаклю не случайно, поражают не столько отдельные обнажённые части человеческого тела, сколько причудливое и даже пугающее его сочленение. 

Петербург. Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте театра.