Долгое время считалось, что поставить спектакль по текстам Хорхе Луиса Борхеса невозможно. В первую очередь из-за его рассуждений о природе времени и пространства. Борхес определял вечность как «одновременность всех времен». При этом сценическая работа по его текстам просилась, поскольку он же говорил о вечности как о «времени наших переживаний», что очень близко ко времени, проводимому зрителями в театре.

Спектакль «Вымыслы», показы которого прошли в Москве в рамках фестиваля «Территория», как раз попытался отразить всю многогранность аргентинского писателя. Режиссером выступил Адомас Юшка — ученик Эймунтаса Някрошюса, и оказалось, что метафоричный язык Някрошюса очень подходит для работы с текстами Борхеса, который тоже пришел к заключению, что «вся мировая история — это история одного человека».

Начинает свое повествование Юшка с «Книги песка» — рассказа-притчи, где как раз изложены размышления Борхеса о времени и пространстве. Режиссер решает задачу просто — перед зрителями пустая сценическая коробка, где приходится воображать стены, двери и книжные полки. На помощь приходят и оптические иллюзии, но именно силой зрительского воображения режиссер достигает той самой точки «здесь-и-сейчас», которая неплохо отражает идею Борхеса о возможности владения всем пространством и всем временем в отдельной точке.

Переходя к рассказам из сборника «Вымыслы» (который и дал название спектаклю), режиссер начинает визуализировать затронутые Борхесом в первой части сборника проблемы смысла и смыслов, границ человеческого восприятия. Сами рассказы не инсценируются, но языком метафор инсценируются идеи Борхеса: здесь и «выжимание» книг в поисках смысла и превращение цитат в бессзвязную неразбериху.

Следуя за писателем ко второй половине сборника, Юшка погружается в подчеркнуто фантастические, условные и аллегорические истории, затрагивающие философские проблемы. Мы видим и ту самую борхесовскую горстку интеллектуалов, внушающих остальному населению свои взгляды. И куда более ценную проблему трансформаций и интерпретаций, уносящих глубоко в проблематику творчества. 

Как и в сборнике, кульминацией спектакля становятся вопросы религии, и здесь режиссерский подход дал сбой. Метафоричность Някрошюса, которая так выручала Юшку на протяжении часа спектакля, сломалась о точку зрения Борхеса, что абсолютная вера вредна и даже невозможна, в силу словесной природы всех без исключения священных текстов, допускающих множественные и подчас противоположные толкования. Причина, по которой режиссер не справился именно с этой частью сборника понятна — Борхес ставит под сомнение текст, а режиссер только с текстом и работает.

Дальше проблемы спектакля лишь усиливаются. Видимо не найдя иного способа драматургически завершить свой спектакль, Юшка решает буквально визуализировать встречу-диалог Борхеса с самим собой. В итоге то, что могло бы стать театральным анализом текстов одного из самых «нетеатральных» писателей, погрязло в грубой театральной манипуляции в финале.

Во всех пресс-релизах Адомаса Юшку представляли как ученика Някрошюса. И это очень точная характеристика. К сожалению, Юшка — слишком хороший ученик. Он перенял и повторил все приемы мастера, все его фирменные метафоричные, долгие и затягивающие в себя построения мизансцен. Все сработало, кроме одного: Юшка — не Някрошюс. За тенью мастера очень сложно было разглядеть в режиссере что-то свое. Возможно поэтому спектакль вышел настолько неровным — словно набор студенческих этюдов на тему великого писателя методом великого режиссера. 

Пожалуй, своей тягучестью спектакль может понравиться тем, кто живет в книжном мире, кто знает запах книг и готов вдыхать его, не возвращаясь из мира вымыслов в реальность (правда, может шокировать обращение с книгами — их и намочат, и порвут). Те же, кого театральный текст волнует в спектакле больше литературного, обречены полтора часа задыхаться в поднятых клубах книжной пыли.

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».