С 25 по 31 октября в Московском театре кукол пройдет III Московский международный фестиваль «Gefest», посвященый инновационным технологиям в театре кукол. Редакция «Вашего досуга» выбрала из афиши шесть спектаклей, чтобы разобраться, какие технологии увидят зрители на фестивале. 

Maywa Denki «Нонсенс Шоу» — AI (искусственный интеллект)

Когда: 25 октября в 19:00 и 26 октября в 11:00 в Большом зале Московского театра кукол на Спартаковской.

Технология: История AI (искусственного интеллекта) как нового научного направления началась с середины двадцатого века и напрямую связана с именем Алана Тьюринга, написавшего статью «Может ли машина мыслить?». 

К сегодняшнему времени вокруг AI сложилось множество подходов и теорий, но главная задача, встающая перед учёными, заключается в том, чтобы создать интеллектуальную систему, способную мыслить творчески — как человек или почти как человек. Каждое музыкальное устройство компании Maywa Denki — это непредсказуемая, оживающая на глазах у зрителей машина, контролируемая AI. «Нонсенс шоу» позволяет увидеть, как искусственный интеллект взаимодействует с человеком во время совместного выступления. 

Кто: Maywa Denki — группа, созданная в 1993 году двумя братьями Масамичи и Новмиши Тоса. Арт-подразделение получило название в честь компании их отца Maywa Denki Ltd. Фабрика, создававшая запчасти для экранов Toshiba и Matsushita Elektric, была закрыта в 1979 году из-за нефтяного киризиса, а спустя 14 лет ее воскресили сыновья Тосы. Свои уникальные изобретения они называют «продукты», а живые выступления — «демонстрацией продуктов». 

Что: «Носенс шоу» музыкальное интерактивное шоу «бессмысленных машин». Авторы-исполнители представления — это президент и работники Maywa Denki. В фирменных костюмах компании они поют и танцуют под музыкальные инструменты, автоматически контролируемые компьютерами. 

Билеты на сайте театра.

Стивен Моттрам «Парашют» — Motion capture (захват движения)

Когда: 26 октября в 13:00 и 15:00 в Малом зале Московского театра кукол на Спартаковской

Технология: Прадедушкой техники захвата движения, применяемой сейчас в каждом блокбастере, было ротоскопирование. Аниматоры по кадрам перерисовывали живую съемку, обводя ее по контору. Так Дисней снял «Белоснежку» и другие свои хиты. 

Можно смело сказать — во всем виноваты мультфильмы. В 1959 году аниматор Ли Харрисон начал экспериментировать с аналоговыми схемами и электронно-лучевыми трубками. Он прикрепил регулируемые резисторы на специальный костюм и впервые сумел захватить движения актёра в реальном времени на ЭЛТ-экране. Его образец захвата движения выглядел как светящийся человечек из палочек – но это был первый шаг к Голлуму в «Властелине колец» Питера Джексона. 

Кто: Стивен Моттрам — британский художник и кукольник, разработавший уникальный театральный язык, который исследует отношения между электронной музыкой и движением объекта. Его постановкам свойственен абстрактный стиль и блестящее мастерство кукловождения.Спектакли Моттрама посвящены таким темам, как генетика, фертильность, рождение.

Что: Вооружившись охапкой палочек с наконечниками, кукловод Стивен Моттрам достает своих героев буквально из ниоткуда. Играя с тем, как наш мозг воспринимает видимое, Моттрам незаметно втягивает зрителей в мир движения, населенный очаровательными несуществующими актерами. Технология «захвата движения» используетеим в обратном порядке. Белые шарики-индикаторы объекта показывают эфемерность персонажей, за жизнь которых переживают зрители. 

Билеты на сайте театра.

ТО Таратумб «Гадкие лебеди» — GIF-анимация

Когда: 26 октября в 19:00 в Музее истории ГУЛАГа

Технология: GIF или Graphics Interchange Format — популярный растровый формат графических изображений. Особенно формат GIF полюбился пользователям интернета тем, что поддерживает анимационные изображения. Они состоят из последовательности нескольких статичных кадров с указанием информации о том, сколько времени каждый кадр должен быть показан на экране. Создатели спектакля «Гадкие лебеди» воспользовались GIF технологией для создания «масок», скрывающих лица героев. На планшетах мы видим закольцованную мимику, пугающую своей неинформативностью и «мертвой» энергетикой. 

Кто: «Таратумб» – московская команда профессиональных режиссеров, художников, композиторов и актеров, создающих спектакли с куклами для детей и взрослых. В результате их сотрудничества с Музеем истории ГУЛАГа появился спектакль «И дольше века длится день», который в 2018 году стал лауреатом Российской Национальной театральной премии «Золотой Маска».

Что: Спектакль поставлен по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких. Как и в первоисточнике, в спектакле поднимают тему трансформации отдельной личности и её взаимоотношений с социумом, но рассматривают ее при других исходных. Сегодня для создателей актуальней понять, есть ли другие пути развития человечества в условиях научно-технического прогресса.

Билеты на сайте театра.

Ямазаки Цуеши Каракури «Традиционные японские механические куклы» — Каракури-Нинге

Когда: 28 октября в 11:00 и 31 октября в 13:00 в Малом зале Московского театра кукол на Спартаковской

Технология: Каракури-нинге — механическая кукла, появившаяся в Японии еще в Средние века. Каракури — это механическое устройство, в котором для перемещения объектов применяются естественные законы физики и механики. Расцвет каракури-нинге пришелся на эпоху Эдо, вместе с благосостоянием населения возрос интерес к развлечениям и украшению повседневной жизни. Механические куклы использовались как актеры на городских праздниках и прислуживали в домах состоятельных японцев.

Одна из самых известных марионеток: подающая чай — тяхакоби-нингё. Кукла держит в руках поднос, если поставить на него чашку с чаем, кукла начинает покачивать головой, двигать ногами и перемещаться в сторону гостя, которому предназначен напиток. Когда чашку забирают с подноса, кукла останавливается, после того как пустую чашку возвращают на поднос, она разворачивается и возвращается назад. В современной Японии до сих пор производятся реплики каракури-нинге по старинным чертежам. 

Кто: Компания «Ямазаки Цуеши Каракури» занимается изготовлением механических кукол каракури с соблюдением всех старинных технологий и традиций. Ее создатель Ямазаки Цуеши много лет работал инженером в компании Toyota, а выйдя на пенсию, увлекся созданием механических кукол. Он разработал более 20 уникальных автоматов, а в 2005 году получил главный приз на Всемирном конкурсе по каракури на международной выставке Aichi. 

Что: У гостей фестиваля появится возможность прикоснутся к живой истории. Для Японии каракури-нинге — не только развлечение, но и часть важных ритуалов и традиций. К ним относятся как к одушевлённым объектам, вместилищам не до конца понятных нам сил. 

Билеты на сайте театра.

Завен Паре «Шесть роботов в поисках автора. Ролевая игра японских роботов» — Робототехника

Когда: 28 октября в 15:00 в Большом зале Московского театра кукол на Спартаковской

Технология: Сложно поверить, но роботы были созданы для театра. Слово «робот» впервые использовалось в пьесе. Придумал его Карел Чапек и его брат Йозеф, как название для «искусственных рабочих» в пьесе «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы») в 1920 году. До этого искусственных существ в зависимости от их происхождения называли големами, автоматами, андроидами. Робото-бум в производстве случился ближе к концу прошлого века и связан с появлением микропроцессорных систем управления, примерно в это же время образ робота, но более человекоподобного, стал тиражироваться в книгах, кино, мультфильмах. 

Кто: Завен Паре — создатель первой электронной театральной куклы, автор мультимедиа объектов, исследователь интерактивного дизайна, занимается искусством Machine Art и исследованием Робот-тетра. 

В 1999 с помощью электронных кукол поставил одну из пьес французско-швейцарского драматурга Валера Новарина. В течение двадцати лет его изобретения и перформансы не раз экспонировались на международных выставках. В 2009 году Паре стал соавтором проекта «Актеры-роботы» профессора Хироши Ишигуро в Лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки.

Что: Мастер-класс, демонстрирующий, возможно, самое ближайшее будущее, когда роботы будут выходить на сцену не в качестве аттракциона, а как равноправные участники театрального действия. 

Билеты на сайте театра.

Театр кукол «Батлейка» «Сестры Грайи» — спецэффекты 

Когда: 29 октября в 19:00 в Большом зале Московского театра кукол на Спартаковской.

Технология: Special effect – спецэффект. Кинематографический термин, незаменимый для театра предмета, работающего с оптическими иллюзиями. Считается, что впервые спецэффекты появились в короткометражном фильме «Казнь Марии Шотландской» режиссёра Альфреда Кларка. С помощью простых манипуляций актрису в кадре заменили на манекен. Это был 1895 год, так что можно с уверенностью сказать, что технология, с помощью которой созданы «Сестры Граий», проверена столетием. На фестиваль гости из Беларуси привезут спектакль с самым красивым визуальным рядом. 

Кто: Минский областной театр кукол в Молодечно основан в 1990 году, ориентируется на старинные традиции белорусского искусства. Название театра «Батлейка» говорящее. Так называли народный театр кукол, вертеп, показывающий представления на религиозные и бытовые темы. «Сестры Грайи» — спектакль строго 18+ — для театра с детским репертуаром это настоящий эксперимент, но риск оправдался и в 2018 году спектакль сал лауреатом «Национальная театральная премия» в номинации «лучший спектакль театра кукол».  

Что: Сестры Грайи плетут нить, соединяя прошлое и будущее. Жизни героев и чудовищ проходят сквозь их пальцы. Каждая сцена спектакля —визуальная метафора одного из знакомых нам еще с детства мифов. Есть среди них история о Гее, Зевсе, Персее, Медузе Горгоне и, конечно, о сестрах, знающих все про чужие судьбы. 

Билеты на сайте театра.

Arawake «Борьба за огонь» — Digital technology (цифровые технологии)

Когда: 30 октября в 19:00 в Большом зале Московского театра кукол на Спартаковской.

Технология: Цифровые технологии в нашем компьютеризированном мире буквально все. Когда ноутбук под рукой, сложно представить, что совсем недавно в школах стояли болгарские компьютеры «Правец» c операционной системой DOS. В театр цифровое оборудование пришло на своих правилах, привнося будущее, оно совсем не взаимодействует с прошлым. Машинерией восемнадцатого века не управляет компьютер, в первую очередь, потому, что при современном развитии технологий она больше не нужна. Компания Arawake пошла от обратного и попыталась соеденить возможности современного программного обеспечения с одним из самых традиционных театров кукол – театром теней. 

Кто: Arawake — коллектив из Испании, объединивший актеров, 3D-дизайнеров, сценаристов, музыкантов, компьютерных инженеров и аудиовизуальных продюсеров разных возрастов и опыта работы.

Главная черта компании — междисциплинарный характер её деятельности, желание исследовать, разрабатывать и внедрять в театр новые технологии, создавая для сферы исполнительского искусства сценические устройства аудиовизуального управления в режиме реального времени.

Что: «Борьба за огонь» — по роману Жозефа Рони-старшего о доисторическом прошлом человечества, опубликованном в 1909 году. Во время схватки с врагами племя утратило огонь и теперь воин должен отправится во внешний мир, чтобы найти и вернуть его.   

Историки считают, что огонь и исходящий от него свет значительно изменили поведение и развитие человека. Равнозначное, с поправкой на время, тому, что вносит в нашу жизнь цифровое оборудование. Спектакль станет поводом для размышлений об отношениях между эволюцией и технологией, между будущим человеческого вида и сохранностью планеты Земля.

Билеты на сайте театра.