Премьера в Центре им. Вс. Мейерхольда под загадочным названием «Питер Пэн. Фантомные вибрации», не менее загадочна по форме. Это театр, но он состоит из перформансов. Это игра, но для взрослых. Путешествие в Неверленд, полтора часа на ногах, но не променад. Редакция «Вашего досуга» отправила в туманное путешествие Макса Ломаева, 19-летнего автора телеграм-канала Tabula Rasa. Он вернулся с рассказом о театре миллениалов.

Куда вы попадаете?

Путешествие начинается со стенд-апа.  Ещё в холле актёр с короткими перебивками на импровизацию задает настроение спектакля: с улыбкой объясняет, что название — чистый маркетинг («Питер Пэн» — для ассоциации, «Фантомные вибрации» — для чего-то непонятно-современного), жалуется на непонимание с режиссерами, а после зачитывает пугающую статистику: каждую секунду убивают столько-то детей, за чертой бедности живут столько-то человек. Проблема обозначена, интонация — тоже, зрителей настроили на диалог, можно начинать. Последнее напутствие: про всё пугающее и незнакомое вы можете говорить себе: «Это нормально».

Куда уходит детство?

Если вы хотели окунуться в беззаботное детство — этот спектакль не для вас. Сначала зрители попадают в пространство со «станциями», где можно поиграть, посмотреть фокусы и даже собрать лего. Оно только сначала кажется книжным беззаботным островом «Неверлэнд». Иллюзия быстро даёт трещину: кричалки прерываются всё той же пугающей статистикой, азарт боёв подушками переходит в жестокость, градус истерии неумолимо растёт. «Это нормально». Мягкое и доброе изнутри разрывает осколками пугающей реальности. Наконец, концепция сгорает. Оглядевшись, понимаешь, что оказался в центре пожара: во всех направлениях летят мягкие игрушки, кто-то из громкоговорителя  призывает к ответственности за несанкционированные митинги, один актёр душит другого мусорным пакетом. 

Куда приходит театр?

Вся идея нужна была, чтобы её разрушить: на пепелище «Неверлэнда» актёры выходят из образов и начинают говорить по одному о своём, личном. «Планировали, что это спектакль про миллениалов, а делали его два сорокалетних мужика» — жалуется один; «если вам что-то не понятно – не переживайте, мне тоже» — признается второй, и так далее. Ну вот — живые, настоящие люди со своими мыслями, страхами и проблемами! Позже у вас даже будет возможность пообщаться с ними в небольших группах, сидя на полу. В первом акте был «Питер Пэн», теперь — «фантомные вибрации», которые театр создаёт. Давайте говорить об этом, призывают создатели. Не в формате отзывов и реакций, а в формате обычного человеческого диалога.

Зачем идти? 

Прежде всего — чтобы подумать о том, что такое современный театр. Не бойтесь: рассуждение не витает в области возвышенных материй. Достаточно взглянуть на себя со стороны: зачем я сюда пришел, чего мне не хватало? Постановка Июльансамбля — нечто вроде введения к большой и сложной книге, которая пишется прямо сейчас. Её название — «актуальный театр», а лучшие читатели — те, что ознакомились со вступлением, так что включайтесь и будьте открытыми к диалогу. В том числе — с собой.

Чего опасаться?

Близости к происходящему: в привычном театре существует дистанция между зрителем и действием. В «Питере Пэне» действие окружает тебя, вторгается в личное пространство и даже может кинуть подушкой.

Неверных ожиданий: будучи макетом, построенным для дальнейшего сноса, тема детства и поколения «Питеров Пэнов» разворачивается в пространстве моментальных воздействий. Короче говоря, это скорее не глубокое исследование, а набор быстродействующих уколов — пугающая статистика, личные истории и даже экологические проблемы.

Непонятности: несмотря на открытое проговаривание проблем, к новому формату театра приходится акклиматизироваться — ну рассказали бы историю, как обычно, так нет, приходится вникать в то, что происходит. Впрочем, если вы открыты новому и необычному — надевайте удобную обувь, отключайте телефон и открывайте главу «Предисловие» в книге «Современный театр».