Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко представил премьеру – балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Автор Telegram-канала «Записки театралки» Влада Литвинова посетила премьеру и вернулась с рассказом.

Балет «Дон Кихот» является, пожалуй, самым задорным и веселым из классического списка. Искрящаяся музыка Минкуса и яркие характерные танцы: сюжет по роману Сервантеса здесь скорее предлог, чем главная составляющая. Когда планы на новую постановку только озвучили, мнения балетоманов разделились: кто-то жаждал увидеть редакцию Рудольфа Нуреева (впервые в России), иные сомневались в целесообразности затеи. Вторых понять легко: прошлая постановка успешно жила на сцене МАМТ с 1981 года и стала настоящим «золотым фондом» театра.

В том же 1981 году, но уже в Парижской национальной опере собственную постановку «Дон Кихота» представил Рудольф Нуреев. Перенос этого спектакля в воспроизведенных декорациях и костюмах Николаса Георгиадиса и был представлен на днях московской публике. Будучи новаторской для своего времени, сегодня подобная сценография воспринимается уже как классика. Костюмы поражают роскошью и изобилием: кружева, атласные мундиры, банты и диадемы. Верный Санчо-Пансо получил образ развратного монаха. Цветовое решение городской площади – оранжево-розовое – призвано передавать жаркий Испанский климат.

Взятая за основу хореография Петипа дополнена сложной мелкой техникой, а так же особой координацией, построенной на контрфорсе. Будучи блестящим танцовщиком, Рудольф Нуреев сам исполнял заглавную партию Базиля в своей постановке. Комединый дар хореографа, в сочетании с техническим мастерством, окончательно влюблял публику. Нуреев ставил балет под собственный талант, а потому менее харизматичные исполнители в его постановке сильно проигрывают. Бесконечные заноски, комбинации из жете и двойных ассамбле исполняются ровно, но с заметным усилием. Танцевальные трудности выглядят нецелесообразно и лишают персонажа легкости и игривости (исполнение Иван Михалёв).

Китри в исполнении Оксаны Кардаш получилась нежной и задорной, а фуэте безупречными. Любимые публикой вариации — с ножами и веером — сохранены. Потери пришлись на характерные танцы: из всего изобилия остался только фанданго третьего акта. Пострадал и знаменитый цыганский танец: вместо жгучих страстей вскидывания рук и беспорядочные метания. Дриада, Амур и Дульсинея вовсе не взаимодействуют друг с другом, хотя их перемещения и смотрятся по-открыточному красиво. Нуреев быстро выбился в премьеры и никогда не танцевал в кордебалете, возможно по этой причине массовые сцены будто обошли вниманием. Хореография кордебалета скудна, актерская же игра вышла сумбурной.

Было ли решение о замене существующего спектакля продиктовано руководителем балетной труппы – Лораном Илером? Много лет он сотрудничал с Нуреевым, будучи звездой Парижской оперы. Балет «Дон Кихот» пережил множество хореографических редакций и, по-видимому, настало время обновлений и для МАМТ. Постановку готовили с прицелом на долгую жизнь: дорого и долго. Можно, конечно, сетовать и проводить сравнительные анализы, но одно уже очевидно: даже в редакции Нуреева «Дон Кихот» обречен на успех у публики.