28 ноября в театре «Практика» прошли предпоказы спектакля «У нас все хорошо». Это новая работа Июльансамбля по пьесе Дороты Масловской — одной из основных представителей современной польской драматургии. Разбираемся, как Иван Комаров поставил трагичную пьесу в стиле ситкома и что из этого вышло.

О чём?

Место и время действия — послевоенная Польша. Герои — люди, лишенные веры в свою страну и в будущее. Тесная однокомнатная квартира в многоэтажке типовой застройки, обитатели которой —  бабушка, мама и дочь, — представляют три разных взгляда на жизнь, три отношения к реальности. Они ругаются, мирятся друг с другом и с окружающей действительностью, потому что в ситуации всеобщей разрухи и депрессии с действительностью можно только мириться. А ещё они отчаянно хотят поверить, что у них всё хорошо.

«А я уже думаю: скорей бы отпуск, которого у меня не будет. Читаю-читаю и, наконец, решилась. По-любому, в этом году мы опять не поедем ни на какие каникулы».

Как?

Глядя на постановку Ивана Комарова, понимаешь, что пьеса и правда очень похожа на комедийный сериал — трагикомичные попытки вести себя, как ни в чем не бывало, словно вдохновлены этими бесконечными ситкомами (серия — 26 минут без рекламы). За эту находку режиссер и ухватился обеими руками — спектакль разделен на мини-серии, каждая начинается «заставкой» под ритмичную отбивку, некоторые шутки актеры и вовсе произносят в зал, сквозь четвертую стену. Ярко контрастируют и образы героев — девочка, которая не хочет принимать реальность и говорит все, что думает, мать Галина, которая вместе со своими друзьями рьяно играет в игру «У нас все хорошо», и бабушка, находящаяся в своих детских довоенных воспоминаниях — каждая наделена своей утрированной пластикой и манерой речи.

Однако отсюда вытекает и другая особенность: на спектакль не стоит идти тем, кто не переносит кривляния — их очень много. Сначала недоумеваешь, потом радуешься находке режиссера, к середине начинаешь уставать. Юмор, серьезные монологи и динамичный свет не дают заскучать — однако готовьтесь к тому, что на спектакле будут много кричать, ползать, корчить рожи и отыгрывать до боли стереотипные характеры.

Честно о главном

И при всей комичности характеров герои не вызывают отторжения. Это не трусы, бегущие от реальности, а живые люди, которые в состоянии безысходности пытаются существовать, строить быт и обсуждать последние новости, которых нет. Иногда, правда, делают перерывы — вечное притворство невозможно, отчаяние иногда пробивается наружу, — и тогда они даже забывают о пластике, говорят о своих реальных мыслях. И эти моменты наиболее ценны: из-под маски притворства вдруг прорывается живой человек. Уставший, угнетенный, но безумно желающий одного — чтобы все было хорошо. И ради таких выходов нужен весь балаган с отыгрыванием стереотипов. Появление человека из-под толщи стереотипа — как отрезвляющий укол для зрителя. Мол, «мы здесь смеемся и кривляемся, но о главном не забывайте». И так «главное» просачивается весь спектакль, чтобы в конце вылиться в сцену о войне, прекрасно исполненную Эрой Зиганшиной  и Варварой Шмыковой. Кольцевая композиция — с чего началось такое существование героев, на том закончился спектакль.

После завершения действия, в темноте, происходит ещё один «выход»: теперь уже актеры по очереди говорят о своих переживаниях, о неудачных прогонах или встрече с бабушкой. От стереотипа — к нормальному герою, от героя — к актеру. Вроде, жест принципиально совсем не новый, но в такой многослойности спектакля он становится логичным завершением. У нас, друзья, тоже все хорошо.

Это постановка не про героев или злодеев. В ней даже нет антагонистов — а те, что сначала таковыми кажутся, на деле оказываются ещё более несчастными и чувствительными людьми. Это постановка про самых обычных людей с самым обычным желанием — когда-нибудь искреннее сказать: «У нас все хорошо».