Как только вы входите в фойе театра «Практика», вам тут же под расписку (оставленный отпечаток пальца) выдают гарнитуру и следующие полтора часа вы вместе с «силовиками» в зале прослушиваете кухонные разговоры и постельные признания «элитки»  — в такую форму режиссер Юрий Квятковский облек пьесу Владимира Сорокина «Занос». Премьера отгремела в сентябре 2019 года, но меня на спектакль занесло только сейчас, когда столицу, наконец, занесло снегом, и теперь хочу рассказать, стоит ли на «Занос» идти и правда ли, что его нужно смотреть три раза.

ТЕАТР, ГДЕ ТЕКСТ ВСЕ ЕЩЕ ВАЖЕН

Пожалуй, самое интересное в спектакле Квятковского — это работа с текстом. Он заставляет зрителей усиленно слушать его через наушники. Сценическое действие запрятано за стеклянную ширму веранды подмосковной усадьбы (стильно оформленную Полиной Бахтиной). Часто герои вовсе уходят за кулисы и появляются на мониторах (занимающиеся сексом, играющие в пинг-понг). Вас ставят в условия, когда не столь важно, что герои делают (по сути их основная форма досуга — тосты «За Россию!» и жизнь как одно большое застолье), куда важнее, что они говорят. Вы же слушаете и ждете, когда в «сомнительных высказываниях» их занесет настолько, что сотрудники спецслужб (которые вместе с вами сидят в зрительном зале), смогут наконец ворваться на сцену и положить лицом в пол всех, кто чего-то достиг и даже тех, кто случайно попался под руку. 

Актеры играют, драматургия развивается, но главный канал восприятия — уши. Нечасто на театральной сцене можно увидеть спектакль, где действие и актерская игра специально удалены от зрителя, как нечто незначительное. К финалу действие вовсе трансформируется в оперу (музыку для которой написал композитор Алексей Наджаров). В пьесе Сорокина во время штурма начинает возникать бессвязный и малоразборчивый текст, обрывистые фразы, и постановщики нашли отличный выход — превратить это в музыку, практически мюзикл о современной России.

ТЕАТР, ГДЕ ВЫ ПОДГЛЯДЫВАЕТЕ ЗА АКТЕРАМИ, КОТОРЫМ НЕЧЕГО ИГРАТЬ

По большому счету, актерам играть в спектакле нечего. Они выходят к столу, выпивают, травят сплетни, спорят о насущном. При том, что законы существования у них сложны. Им нужно органично жить полностью изолированно от зрителей. Публику актеры не видят и не слышат, не получают реакций и, как следствие не могут энергетику. Зал же представляет собой сборище сконцентрировавшихся на «прослушке» людей. Никакого обмена энергией, никакого коллективного со-бытия и «общества спектакля». Все просто сидят рядом, но каждый сосредоточен на том, чтобы «подслушать» и «подсмотреть» свой спектакль.

В отдельные моменты актеры вовсе уходят со сцены, и вы наблюдаете за ними через едва разборчивые изображения скрытых камер, транслируемые на мониторы. Все трансляции записаны заранее, актеры в этот момент не играют ничего, а просто ждут, когда вы досмотрите видеоролики, чтобы появиться и выпить на застолье вновь. При этом сценическое существования настолько четко выверенно, что монтажных швов переключений не замечаешь, все переходы с реальной игры на сцене на записанное видео воспринимаются как единый поток.

ТЕАТР, ГДЕ ВЫ САМИ РЕШАЕТЕ, КАКОЙ ПОЛУЧИТЕ СПЕКТАКЛЬ

После премьеры раздавались отзывы, что этот спектакль нужно смотреть три раза. Во-первых, главную роль по очереди играют сразу три известных артиста — Максим Виторган, Андрей Фомин и Николай Фоменко. Конечно, от смены главного героя нюансы меняются, но, поскольку это спектакль, где актеры задвинуты на второй план, вряд ли тот факт, что вы видели всех трех актеров в этом спектакле может быть чем-то полезным, кроме персональной «ачивки».

Куда интереснее вторая причина. Дело в том, что вы слушаете не одну звуковую дорожку, а можете выбирать между тремя. На одном канале — речь тех героев, что играют на сцене. На втором — попугай зачитывает стихи Дмитрия Пригова, которому Сорокин посвятил свою пьесу. На третьем — сам Владимир Сорокин дает интервью, разбирая переплетения своего текста. Все три потока текста идут одновременно. Вы можете переключаться между ними в любое время, в зависимости от вашего интереса. А можете в тишине слушать пение птиц или вовсе снять наушники.

Внимательно слушать все три потока — невозможно и вряд ли нужно. Здесь интереснее выбор. Хотите более привычного драматического театра? Оставайтесь с актерами. Не захватывает действие? Залипайте в стихи Пригова. Хочется современного театра с выходом из театрального? Переключайтесь интервью с писателем, пока его пьесу смотрите. В зависимости от того, какой выбор вы будете делать, такое впечатление и получите. 

Интересно и решение, что, когда вы переключаетесь с одного аудиоканала на другой, ваши наушники начинают светиться характерным цветом. И все вокруг видят, что именно вы в данный момент слушаете. Так, например, когда весь зал вдруг дружно окрашивается красным, вас как-бы провоцируют вернуться к сценическому действию, чтобы, как минимум, узнать, чем же оно всех внезапно заинтересовало.

Неизменным останется лишь один факт — ваше пассивное созерцание и безучастная «прослушка» — это активное участие. Вы сидите в зале вместе с сотрудниками спецслужб и «подыгрываете» им. Это красивое решение, как для текста Сорокина, так и для современной политической ситуации в стране.

ИТОГ

Как правило, подобные амбиции в театральном мире наказываются. Когда ты приглашаешь вереницу топовых артистов и собираешься делать «хит», в лучшем случае получается «сносно», в худшем — полный провал. Но «Занос» — приятное исключение. Режиссер Юрий Квятковский разом играет со всеми процессами, что интересуют сегодня зрителей в театре — актуальный текст, вуайеризм за жизнью героев, новая музыка, возможность зрителя участвовать в спектакле, немного влиять на него и даже удовлетворить любопытство, как именно спектакль воспринимают другие зрители (вспомните, что гарнитура подсветкой предательски выдает, что именно вы слушаете). В небольшом по хронометражу спектакле режиссеру удалось создать массу интересных зрительских ситуаций, а заодно и расширить пространство через видеовставки. Получился действительно крепкий и вполне заслуженный хит.

Читайте также