Новое иммерсивное шоу от команды «Импресарио» называется «Между нами». Это обещание интимности объединило в одном пространстве сразу два проекта турецкой режиссерки Бегюм Эрджияс: «Разговор с подушкой» и «Звуковой триптих». Слово «иммерсивный» отчасти ассоциируется у нас со словом «активный». Зрителю предлагают занять деятельную позицию в спектакле, исследовать пространство, выходить из зоны комфорта. Театральный дуэт на «Винзаводе» в корне другой, в нем внимание зрителя перенаправлено внутрь себя.

Pillow talk («Разговор с подушкой»). Цифровая интимность

В полутемном зале вы будете не одни, но своих соседей скорее всего даже не заметите. Зрители лежат среди импровизированных холмов создающих углубления наподобие лунных кратеров, а рядом с ними что-то мягкое с антропоморфным силуэтом. Это подушка, ваш собеседник на следующие 50 минут. 

Бегюм Эрджияс соединила в спектакле повседневное и фантастическое, наделив подушку — свидетельницу тайн и переживаний ребенка — искусственным интеллектом. С техническими улучшениями функция подушки не изменилась, она по-прежнему посредник в разговоре с самим собой. Наша потребность высказаться часто реализуется именно с неодушевленным предметом. Только теперь неживой собеседник может не только слушать, но и вставлять реплики, поддерживая разговор. 

Возможно, пройдет пара лет, и именно так будет выглядеть первый уровень психологической поддержки — говорящая подушка для одиноких или застенчивых. 

Voicing Pieces («Звуковой триптих»). Голова в облаках

Главный герой «Звукового триптиха» — голос. Слыша себя каждый день, мы пребываем в иллюзии, что знаем свой голос, но стоит услышать его в записи и станет ясно насколько иначе он звучит для окружающих. Второй спектакль Бегюм Эрджияс исследует эту особенность голоса. 

Надев наушники, зритель вставляет голову в скульптуру, похожую на облако. Таких в комнате три, и в каждой своя партитура. Внутри нужно прочитать несколько страниц текста, так что с каждым новым листом голос, при помощи технических ухищрений, обретает все больше самостоятельности, почти отделяясь от носителя.

Отчуждая голос от носителя, спектакль позволяет «рассмотреть» его со стороны в десятках незнакомых ситуация: например, когда слышишь себя, объявляющим сообщения по громкоговорителю, или с заплетающимся языком под градусом. Теряя возможность управлять своим голосом и заново ее возвращая, зритель понимает как много этот ежедневных инструмент коммуникации значит для ощущения покоя и равновесия.